Козлов Николай Александрович. Они сражались за Родину. |
09.02.2010 21:40 | |||
Козлов Николай Александрович Поселок Заря Балашихинского района Фрагмент из книги "Заря Победы нашей" Жизнь летчика на войне очень короткая. Часто бывало, что молодые пилоты проводили всего несколько воздушных боев и погибали. Выживали настоящие профессионалы, асы, которых отличали не только мужество и самопожертвование, но и хитрость и осторожность. Вот как раз всеми этими качествами и обладал один из самых известных в годы Великой Отечественной войны советских летчиков-истребителей Николай Козлов. Помимо всего нашему герою попросту везло. Он дважды шел на таран и каждый раз оставался жив. Дважды был ранен, но неизменно возвращался в строй. Совершил 620 боевых вылетов, самый первый - в 1941 году, а последний - в 1945-м. Начинал войну командиром звена, а закончил - командиром полка, подполковником. Родился Николай Козлов 30 апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии. Его первое знакомство с авиацией произошло в 1926 году, когда, будучи пастухом, он увидел над лугом, где пас скот, самолет. Как вспоминал будущий генерал, это его тогда здорово напугало. Но уже на следующий год его семья переехала в Ленинград, и для Козлова аэропланы стали привычным явлением. Как и многие советские летчики, Н.А. Козлов пришел в авиацию от рабочего станка. После окончания семи классов средней школы Николай поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе № 1 и с 1934 года работал слесарем-инструментальщиком. Работу совмещал с учебой на рабфаке при электромеханическом институте. Авиация тогда только завоевывала мир. В Советском Союзе в 30-е годы она развивалась поистине революционными шагами. Летчики были настоящими героями, Чкалов, Байдуков, Леваневский стали почти богами. Вот почему для многих молодых людей, особенно из глубинки, авиация была чудом. И они очень хотели сами творить чудеса в воздухе.
Окончив в 1937 году Ленинградский аэроклуб, Козлов поступил в Чугуевское авиационное училище, которое успешно закончил. После этого Николай был направлен на Высшие курсы боевого применения ВВС. Обучение вели инструкторы, имевшие богатый опыт боев в Испании. Козлов очень многому научился, и это позволило ему воевать уже подготовленным бойцом. Достаточно сказать, что за два года обучения в Чугуевском училище он налетал на И-16 лишь 25 часов, а за четыре месяца обучения на курсах - более 140 часов! С немцами впервые наш герой столкнулся еще в мае 1941 года, то есть за месяц до начала войны. Тогда он служил заместителем командира эскадрильи в 162-м истребительном авиаполку в Западном особом военном округе. Налеты немецких воздушных разведчиков стали нормой. Они обследовали приграничные аэродромы, не особенно скрывая своих намерений. В один из майских дней 1941 года над Оршей внезапно появился немецкий гражданский «Дуглас». Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. В воздух тут же поднялись три советских истребителя, на одном из них - старший лейтенант Козлов. Они зажали нарушителя в клещи и заставили его приземлиться в Орше. Правда, вскоре пришел приказ: «Дуглас» отпустить - немцы тогда врагами еще не были. Козлову, как и всем летчикам, прикрывавшим западную границу, тяжело далось начало войны. Ведь советская авиация, гордость и надежда нашей армии, понесла ощутимые потери. На Николая посыпались испытания. 22 июня 1941 года в 5 часов утра он был поднят по тревоге. Наспех простился с женой и маленькой дочкой, думая, что скоро вновь их увидит. Но встретиться им довелось лишь через четыре года - эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась его семья, расстреляли с воздуха немецкие самолеты. Жена потеряла руку, а дочь была тяжело ранена. Им пришлось остаться в оккупации. Но Николай тогда этого не знал. Война жестоко прошлась по его родным и близким. Отец Николая, Александр Спиридонович, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, в период блокады Ленинграда вступил в народное ополчение и погиб при налете вражеской авиации. А мать Николая вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Уже 23 июня 1941 года Козлов провел свой первый воздушный бой. Около 4 часов утра его звену поручили «встретить» группу немецких самолетов Bf-110. Сражение развернулось прямо над аэродромом и завершилось победой советских истребителей. А Николай тогда открыл личный счет, точно поразив один из самолетов противника. Но впереди было отступление. Самолеты пришлось жечь прямо на аэродроме в Барановичах, так как подняться с него не было никакой возможности - постарались немецкие бомбардировщики, сбросившие на него десятки бомб. По шоссе Брест - Бобруйск истребительный полк Козлова сумел пробиться в тыл. Причем машины пришлось отбирать у пехоты, дабы сохранить ценные летные кадры. Тогда Николай смог понять, что чувствуют те, кого атакуют с воздуха. Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмерка «юнкерсов». На его глазах гибли мирные жители, и он тогда дал себе клятву мстить - за родную семью, за убитую женщину на Брестском шоссе, за разоренную Родину. Вот почему он так ненавидел именно бомбардировщики противника. Из 23 сбитых им самолетов 20 были именно бомбардировщиками. Авиаполк вышел к своим. В начале июля 1941 года он прибыл в Курск, где предстояло переучивание на МиГ-3. Тем временем враг все ближе и ближе подходил к столице. 20 августа наш герой снова был на фронте. Его полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел в район боевых действий. Напряжение нарастало. Наши летчики делали невозможное возможным, на равных сражаясь с превосходящим противником. Так, 24 августа Козлов в паре с ведомым вылетел на разведку аэродрома в Сеще. Николай хорошо знал этот объект еще до войны и прекрасно изучил все подходы к нему. Поэтому его появление на малой высоте было для немцев неожиданностью. Разведдонесение он передал по радио. В итоге на аэродроме было уничтожено до 15 немецких самолетов. Этот день стал для Николая одним из самых памятных за годы войны. Его МиГ-3 был подготовлен к повторному вылету - на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск. Козлов взлетел один. Примерно в 30-40 километров от Брянска он обнаружил в воздухе группу из шести Ю-88 под прикрытием трех истребителей. Несмотря на то, что он был один против девяти, Николай решил атаковать и сразу же сбил ведущего группы. Выполнив разворот, Николай сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. Но тут же на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел в хвост, Николай схитрил - выпустил щитки, и скорость его машины резко упала. Но «мессер» сбить не удалось - на МиГе отказало оружие. И тут Николай заметил, что один Ю-88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3-4 тысячи метров. Не имея возможности поразить самолет огнем бортового оружия, Николай, подойдя снизу, врезался в хвостовую часть «юнкерса». Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю. Козлов от удара на короткое время потерял сознание, а когда очнулся, то увидел, что его МиГ идет со снижением и горит. Николаю удалось покинуть самолет. Он получил серьезные ранения: была перебита левая нога, а при приземлении на разодранном парашюте он повредил еще и правую. Этот бой проходил в районе штаба Брянского фронта. Его командующий генерал-лейтенант Еременко в течение 20 минут наблюдал за этим боем и решил отметить мужество советского летчика. 26 августа 1941 года Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. К времени на его боевом счету было девять сбитых самолетов. Но награждение так и не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжелое положение, и стало не до наград... После выздоровления Николая назначили заместителем командира эскадрильи в 439-й истребительный авиаполк 144-й авиационной дивизии ПВО. А уже в марте 1942 года полк вошел в состав 102-й авиадивизии ПВО и перелетел на аэродром Бекетовка, под Сталинградом. Очередной случай отличиться представился Козлову 25 мая. Он находился на боевом дежурстве и на высоте встретил немецкий самолет, очень похожий на Ю-88, но имевший большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непривычную серо-желтую окраску. Козлов атаковал сверху самолет-разведчик и короткой очередью убил воздушного стрелка. Но, выйдя во вторую атаку, заметил, что его оружие не работает. Тогда Николай повторил свой ранее опробованный прием: подошел на своем МиГе под хвостовое оперение противника и совершил таран. Немецкий самолет рухнул на землю. А Николай сумел-таки посадить свой полуразрушенный МиГ. Вскоре Н. Козлов получил повышение по службе. Его назначили командиром 3-й эскадрильи 788-го истребительного авиаполка. А уже 4 июля 1942 года он отличился в воздушном сражении, которое разыгралось над станцией Абганерово. Десять летчиков его полка в течение 40 минут вели бой с 50 самолетами противника, уничтожив при этом 12. На счету Козлова три из них. Как одного из лучших истребителей его назначили в группу борьбы с вражескими «охотниками». А вскоре он едва не погиб от этих же самых «охотников», внезапно выскочивших из-за облаков. Его самолет был сбит, но Козлова выручил парашют. Николай был вновь ранен и попал в госпиталь. Судьба была к нему благосклонна. Подумайте сами: 22-23 августа раненых стали эвакуировать из Сталинграда в Камышин. Но Николай решил воспользоваться моментом и сбежал. И как оказалось, правильно сделал. Прорвавшись к реке севернее Сталинграда, немцы в упор расстреляли суда с ранеными. Спастись удалось лишь немногим. В сентябре 1942 года Н. Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи 910-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО, принимавшего участие в боях под Сталинградом. В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай Козлов сбил семь самолетов противника. А всего к тому времени на его счету было 495 боевых вылетов и 101 воздушный бой, 12 личных и 5 групповых побед. 14 февраля 1943 года капитану Н.А. Козлову было присвоено звание Героя Советского Союза. К 1943 году Козлов стал одним из самых заслуженных советских летчиков. Он прекрасно знал тактику ведения воздушных боев, поэтому командование и доверяло летчику. В сентябре 1943 года его назначили командиром 907-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО. Его пилоты отличились во время освобождения Белоруссии. В ночь на 6 июля 1944 года при отражении удара немецких бомбардировщиков по железнодорожному узлу Минск летчики 907-го полка без помощи зениток и прожекторов сбили 12 Ю-88. За этот успех командир полка подполковник Н.А. Козлов был награжден орденом Александра Невского. Завершил свой боевой путь прославленный летчик в Берлине. К концу войны он совершил 630 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, уничтожил 18 самолетов лично и пять в составе группы, в том числе два - тараном. После войны Н.А. Козлов продолжил службу в армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. А уже в январе 1950 года стал командиром 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за годы летной практики он освоил более 15 типов самолетов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25. В 1954 году он окончил Академию Генштаба. Командовал истребительным авиакорпусом, затем являлся первым заместителем командующего 52-й воздушной армией ПВО. С 1962 по 1965 год был представителем Штаба ОВС Варшавского Договора по ПВО и ВВС в Болгарии. С 1966 по 1976 год генерал-майор авиации Н.А. Козлов занимал должность первого заместителя начальника Управления боевой подготовки войск ПВО. Проводил большую патриотическую работу в поселке Заря Балашихинского района. Награжден орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Автор книги воспоминаний «В огне сражений».
|
|||
Обновлено 17.03.2010 09:18 |