ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие братья и сестры!
Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение – это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый Воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего основы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.
«Аз есмь Воскресение Жизнь, - сказал Господь, - верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное - оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха утех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20).
Воскресение Христово – это наш общечеловеческий праздник, мы знаем о том, что нас ожидает в будущем, и готовимся ко всеобщему воскрешению. По беспредельной любви к роду человеческому Господь милостиво открыл нам эту грядущую тайну, и мы имеем основания сорадоваться Пасхальному торжеству Православия, благодаря которому мы сопребываем в Боге, и надеемся совоскреснуть с Господом нашим Иисусом Христом - для Жизни Вечной!
Да укрепит Всесильный Господь нас в Богопознании, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия. Будем ревностно прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всего нашего прихода устраивалась по Божиим заповедям. Именно этим мы сможем засвидетельствовать свою любовь к Богу, ведь Он Сам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15).
Дорогие братья и сестры! Обращаюсь к Вам в памятный и радостный Пасхальный день со словами пожелания: любите Бога и Церковь Христову, храните мир и добрые взаимоотношения, берегите бесценной дар жизни и помните о днях бытия своего, будьте милосердны и снисходительны друг ко другу, прощайте недостатки ближним и всегда и везде радуйтесь о Господе Воскресшем! Счастья Вам и крепкого здоровья!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Настоятель храма преподобного Саввы Сторожевского – Патриаршего подворья на Заре протоиерей Виктор (Алексашкин)
Причащаться ли на Светлой седмице?
Причащаться на Светлой седмице благословляется не во всех храмах, ведь никто уже не постится. Можно ли подходить к Причастию в эти праздничные дни, отвечает митрополит Иларион (Алфеев):
– Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.
В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.
Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»
Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий
Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он еще и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!
Бывает, что человек не постился, или постился недолжным образом, не ходил на богослужения во время Великого Поста. Может ли он со всеми радоваться Пасхе, присутствовать на Пасхальной службе? Комментирует митрополит Иларион (Алфеев).
Абсолютно однозначный ответ на этот вопрос дает Огласительное Слово святого Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальной утрене, перед началом Пасхальной Литургии. Там говорится о том, что Пасха – это праздник для всех: «Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня!»
И те, которые «работали от первого часа», и те, которые пришли в одиннадцатый час, – все получите награду, все насладитесь пиром веры.
Думаю, эти слова обращены к каждому христианину. Конечно, люди по-разному переживают Пасху. Кто-то меня спросил на днях: «Ну а тогда зачем поститься, если и те, и другие получат одинаковую награду? И трудившиеся от первого часа, и от одиннадцатого. Зачем трудиться от первого часа?»
Но мы же постимся не ради каких-то корыстных целей. И сам по себе подвиг поста – это подвиг, который нас духовно очищает, духовно преображает и готовит к Пасхе.
По-разному встречают Пасху люди, которые провели Великий Пост в покаянии и посте, и те люди, которые пришли с улицы на Пасхальное богослужение. Но это – Праздник для всех. Поэтому, как Царские врата отворяются на Пасху и остаются открытыми до конца Светлой седмицы, точно так же и приглашение к Причастию и слова священника «Со страхом Божиим и верою приступите» относятся ко всем верующим.
Праздновать ли Пасху, если не постился в Великий пост?
Бывает, что человек не постился, или постился недолжным образом, не ходил на богослужения во время Великого Поста. Может ли он со всеми радоваться Пасхе, присутствовать на Пасхальной службе? Комментирует митрополит Иларион (Алфеев).
Абсолютно однозначный ответ на этот вопрос дает Огласительное Слово святого Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальной утрене, перед началом Пасхальной Литургии. Там говорится о том, что Пасха – это праздник для всех: «Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня!»
И те, которые «работали от первого часа», и те, которые пришли в одиннадцатый час, – все получите награду, все насладитесь пиром веры.
Но мы же постимся не ради каких-то корыстных целей. И сам по себе подвиг поста – это подвиг, который нас духовно очищает, духовно преображает и готовит к Пасхе.
По-разному встречают Пасху люди, которые провели Великий Пост в покаянии и посте, и те люди, которые пришли с улицы на Пасхальное богослужение.
Но это – Праздник для всех.
Поэтому, как Царские врата отворяются на Пасху и остаются открытыми до конца Светлой седмицы, точно так же и приглашение к Причастию и слова священника «Со страхом Божиим и верою приступите» относятся ко всем верующим.
www.pravmir.ru
Пасха Красная. Пасха Светлая - радостный и долгожданный праздник после Великого поста.
На фотоснимках наши прихожане.
Святой апостол Фома
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28).
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью.
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Тропарь, глас 3
Апостоле святый Фомо, / моли Милостиваго
Бога, / да прегрешений оставление / подаст
душам нашим.
Иной тропарь, глас 2
Ученик Христов быв, / божественнаго собора
апостольскаго сопричастник, / неверствием
бо Христово Воскресение известив / и Того
Пречистую Страсть осязанием уверив, / Фомо
всехвальне, / и ныне нам проси мира и велия
милости.
Кондак, глас 4
Премудрости благодати исполнен, / Христов
апостол / и служитель истинный / в покаянии
вопияше Тебе: / Ты мой еси Бог же и Господь.
Фомина неделя. Антипасха
Сегодняшнее воскресенье называется – Антипасха. Это первое воскресенье после Пасхи, посвященное апостолу Фоме. Мы вспоминаем о его удивительном уверении, когда Господь ради него снова явился Своим ученикам, и позволил ему коснуться Себя, вложить свои персты в Его раны.
Если спросить человека, хочет ли он спастись, наверное, каждый ответит – хочу.
Действительно, почему бы не спастись? Как можно хотеть не спастись? Но вот когда начинаешь жить этим желанием, оказывается, что спастись совсем не так уж и хочется. Потому что одно дело, когда тебя кто-нибудь просто берет и переносит в некое сказочное пространство, в удивительным мир, полный всевозможных явств и удовольствий… А другое дело, когда начинаешь понимать, что для того, чтобы спастись, надо стать другим человеком, как говорит апостол Павел: «Кто во Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru
Христе, тот новое творение». Значит старое, ветхое творение закончило свое существование, и только новое творение может спастись.
Мы в апостиларии сегодняшнего праздника слышали: «Днесь весна благоухает, и новая тварь веселится и радуется». Значит каждый христианин, тот, кто во Христе, – новая тварь... Но чтобы в это новое творение войти, нужно иметь очень горячее желание спастись.
Таким горячим желание спасения и был полон апостол Фома. Когда ученики, спрятавшиеся в горнице, увидели Господа, они боялись выйти оттуда страха ради иудейского. Господь сказал «Мир вам!», посылая их на проповедь, а они не пошли… Мир, который дал им воскресший Спаситель, их совершенно не умирил. Поэтому и не поверил им апостол Фома, и сказал, что не поверит,
пока не вложит свои персты в Его раны. Ему не нужен был такой иллюзорный опыт, Бог – призрак, Бог – фантом, не имеющий ничего реального, ничего живого.
Часто нам так хорошо на Пасху бывает, и мы думаем, что эта пасхальная радость собой покрывает все, что она и есть осуществление нашего желания духовной жизни. Как хорошо быть наполненным той радостью и легкостью, которую Господь посылает в эти святые дни! А вот апостолу Фоме Господь говорит: «Вложи свой перст в Мои раны». Господь является Апостолам воскресшим, но со следами всех своих крестных мучений. Он является, не загладив Свои раны, не спрятав их, а с прободенным ребром, с пронзенными ладонями, с пробитыми ногами…
Он так явился апостолу Фоме и всей Церкви, чтобы показать, что путь спасения – именно такой. Чтобы этим путем следовать, надо этих ран коснуться, надо свой перст в эти раны вложить и быть со Христос здесь и сей-
час с Его страданием. Он воскрес и победил Собой смерть, но дает нам возможность вложить перст в Его раны, в Его несение креста, в Его искупительную жертву, в Его смерть и в
Его воскресение, потому что иным путем никакого спасения быть не может.
Мы все хотим иметь пасхальную радость, и спасения мы хотим такого… а хотим ли мы такого спасения, которое Господь явил апостолу Фоме? И апостол, открыв в себе желание именно такого спасения, сказал: «Господь мой и Бог мой».
Вот об этом спасении идет речь. Хотим ли мы спастись? Желаем ли мы того пути, который Господь являет нам в Своем воскресении? Желаем ли мы увидеть у воскресшего Спасителя Его незаживающие раны, с которыми Господь не только воскрес, но с которыми Он на небо вознесся, и которые Он будет нести до конца как знак того, что это есть Тело Христово, которое мы называем Церковью нашей?
И этого Тела Христова коснулся апостол Фома, Тела кровоточащего, преломленного, чтобы в этом прикосновении, в этом приобщении пойти путем ко спасению, апостольским путем. И для нас нет другого пути, путь спасения только один, который нам указует воскресший Христос своим прободенным Телом.
Христос воскресе!
Радоница (Радуница) ― день особого поминовения усопших - девятый день от Пасхи
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
Иоанн Златоуст
Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи.
В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Как поминать усопших и как вести себя на кладбище?
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Выпуск «Приходского листка» подготовили Владимир и Павел Бараш Дорогие братья и сестры! Не использовать газету на хознужды.