Подшипники - это детали, помогающие получать от машины максимальный КПД, сохраняя ее работоспособность без специального ремонта и обслуживания.
Нагружающие подшипник силы подразделяют на:
-
радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
-
осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.
По типу тел качения подшипники делятся на
-
подшипники качения,
-
подшипники скольжения и
-
подшипники линейного перемещения.
Подшипники качения состоят из двух колец, но кроме них, в основе всегда есть тела, обеспечивающие покачивание, и сепаратор. На внутренней поверхности расположены желоба, выполняющие роль дорожек. В редких случаях сепаратор может отсутствовать, но тогда и уровень сопротивления становится выше.
Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
-
по форме тел качения - шариковые и роликовые, причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а также бочкообразными, коническими, бомбинированными - с небольшой (7-30 мкм на сторону) выпуклостью поверхности качения - и витыми -пустотелыми;
-
по направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-улорные - для восприятия радиальных и осевых сил; подшипники регулируемых типов без осевой силы работать не могут; упорные - для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные - для восприятия осевых и небольших радиальных сил;
-
по числу рядов тел качения - одно-, двух- и четырехрядные;
-
по основным конструктивным признакам - самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавлнвающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.
К подшипникам скольжения относятся, прежде всего, втулки (в том числе сухого смазывания) и так называемые шарнирные подшипники.
В русской документации встречается аббревиатура ШС, ШП, ICG – это подшипники скольжения.
Подшипники линейного перемещения - это подшипники с совершенно другим принципом работы. Если для обычного подшипника характерны жесткая посадка на вал или в корпус, и вращение собственно вокруг вала, то для подшипников линейного перемещения характерно движение вдоль направляющей, будь то вал или рельс. Примером может служить сиденье водителя.
Классификация по принципу работы подшипника.
Подшипники, которые могут нести только радиальную нагрузку, т.е. перпендикулярно валу, называются радиальными.
Подшипники, которые могут нести только осевую нагрузку, т.е. вдоль вала, называются опорными или упорными. Лучше всего использовать определение упорные, т.к. существует тип подшипников, называемый «опорные ролики» - у них другой принцип
Подшипники, которые могут нести и радиальную и осевую нагрузку, называются радиально-упорными. В случае, если это роликовый подшипник, существует термин «конический роликовый подшипник» или просто «коничка». Видимо это название произошло из особенности конструкции этих подшипников – они состоят из двух съемных частей и, если внешнюю обойму снять, то мы увидим внутреннюю обойму с роликами в виде усеченного конуса.
Подшипники также делятся по количеству рядов – одно-, двух-, и многорядные.
Подшипники мехатронные
В 90-х годах прошлого столетия появились подшипники качения нового типа – мехатронные, которые также назывались сенсорными. В состав мехатронного подшипника входит механическая часть (собственно подшипник) и электронная, включающая датчик и энкодер.
Сегодня все множество мехатронных подшипников принято делить на три категории:
-
с датчиком скорости вращения;
-
с позиционным датчиком, позволяющим измерять скорость, угловое положение, количество оборотов и направление вращения;
-
с датчиком моментов.
В настоящее время подшипники этого типа находят все большее применение в автомобилях и промышленных установках.
К главным преимуществам мехатронных подшипников можно отнести:
-
способность измерять небольшие скорости вращения колес (практически от нуля);
-
небольшой вес и габариты ступиц;
-
простота установки подшипников;
-
возможность использования унифицированных деталей и узлов.
Маркировка подшипников состоит из их условного обозначения в соответствии с ГОСТ 3189-89 и условного обозначения предприятия-изготовителя. Маркировку в зависимости от применяемого технологического процесса наносят на любые поверхности подшипника, кроме поверхностей качения.
Маркирование проводят любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом ток не должен проходить через тела качения.
ГОСТ 3189-89 устанавливает систему условных обозначений подшипников и распространяется на шариковые и роликовые подшипники (кроме подшипников по ГОСТ 4060 и ГОСТ 24310).
Построение условного обозначения подшипников. Основное условное обозначение подшипника состоит из 7 основных знаков, обозначающих следующие признаки:
- размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478;
- тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395;
- диаметр отверстия.
Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение:
- с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
- класса точности 0 по ГОСТ 520;
- с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
|