Владимир Федорович Абрамов. Они сражались за Родину. Печать
11.02.2010 22:34

Владимир Федорович Абрамов

Поселок Заря Балашихинского района


Фрагмент из книги "Заря Победы нашей"

Абрамов Владимир Фёдорович«ЛЕТЧИК БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ» - так говорили о самых талантливых, самых искусных асах. А их в Советской армии всегда было немало. Достаточно вспомнить знаменитых Покрышкина, Кожедуба, Сафонова и многих, многих других. О них никто не знал до войны, когда в почете были летчики-испытатели Чкалов, Байдуков, Ляпидевский. Но не они, а именно молодые летчики стали основой советской истребительной авиации в годы войны. И у всех них интересные судьбы и биографии.

Долгое время в поселке Заря жил и работал Герой Советского Союза летчик-истребитель времен Великой Отечественной войны, а затем генерал Владимир Федорович Абрамов, который как раз и принадлежал к когорте молодых и талантливых асов. О нем и пойдет речь в этом очерке.

Его биография мало чем отличается от истории жизни его современников. Обычный парень из глубинки, Владимир Абрамов родился 14 июня 1921 года в небольшом городе Кузнецке Пензенской губернии. Жизнь была к нему жестока. Уже в три года он осиротел, несколько лет беспризорничал, жил на улице. Но нашелся добрый человек, приютивший его: Им, как ни покажется это странным, оказался Кудряшов, главный чекист Кузнецка. Он и вырастил будущего аса в лучших большевистских традициях.



После окончания семи классов школы Владимир Абрамов покинул родной город и уехал в Баку, где устроился кладовщиком на автобазу местного метростроя. Но его, как и многих мальчишек предвоенной поры, манило к себе небо. Тогда очень модным увлечением стали полеты на учебных самолетах. А государство, понимая, что мировая война неизбежна, поощряло стремление молодых людей освоить профессию летчика. Вот и Абрамов записался в аэроклуб в Баку, после окончания которого был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище - одно из элитных в ту пору. В 1940 году он закончил обучение и стал настоящим морским летчиком. По распределению попал на Балтийский флот.

В Великой Отечественной войне Владимир Абрамов участвовал с самого первого дня. Тем более что флот, в отличие от армии, к внезапному нападению был готов. Нарком ВМФ Кузнецов распорядился поднять по тревоге моряков за несколько часов до войны, поэтому летчики морской авиации сохранили боеспособность и самолеты. А вот авиация, размещавшаяся на аэродромах в Прибалтийском и Западном округах, была практически уничтожена на земле - пилоты просто не успели взлететь.

Свой счет Абрамов открыл уже на второй неделе войны, сбив Ю-88. И это - на устаревшем истребителе И-153 (или «Чайке», как его еще называли тогда советские летчики), который использовался советскими ВВС еще в Испании и Монголии. Первый год войны он летал на самолете этой марки с бортовым номером 42.

Вскоре к 20-летнему летчику пришел еще один успех. В июле 1941 года ему удалось подбить редкую машину – тяжелый четырехмоторный Fw-200.

Абрамов В.Ф.После прицельных выстрелов Абрамова, сильно задымив, вражеский самолет со снижением пошел на запад, но был перехвачен парой лучших балтийских асов начала войны - Антоненко и Бринько, первыми среди балтийских летчиков ставших Героями Советского Союза. Звание Героя они получили 14 июля 1941 года. До 26 июля 1941 года, прежде чем погибнуть, Антоненко одержал 11 побед. Именно эти летчики догнали и добили поврежденный Абрамовым «Кондор». Правда, та победа над летающим гигантом никому из балтийских летчиков так и не была записана: Абрамов относил ее на счет своих старших боевых товарищей, а те, в свою очередь, посчитали сбитый самолет за Абрамовым. Впрочем, тогда это было нормой - советская военная авиационная статистика не терпела слов «возможно» и «наверное». Вот почему реальный счет сбитых самолетов у советских асов на самом деле намного выше. Немецкие же асы записывали себе все самолеты, в которые попадали, поэтому в их «зачетках» в конце войны значилось по 200-250 побед.

В то время удача была благосклонна к Абрамову.

18 августа 1941 года в упорном воздушном бою на своей «Чайке» он сбил двухмоторный истребитель Bf-110 и повредил еще один самолет противника. Это было совсем не просто - пули так и отскакивали от хорошо защищенного 10-мм броней немецкого самолета. Но Абрамов был настойчив. Прицельные очереди сзади и снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане, боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Bf-110, сделали свое дело. Но и самолет Абрамова в этом бою также получил тяжелые повреждения от ответного огня. Летчику стоило немалого искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром. 10 сентября 1941 года он одержал еще две победы. Всего же в начальный период войны, с 22 июня 1941 года по 22 апреля 1942 года, Абрамов совершил 308 боевых вылетов, 70 штурмовок, 87 разведок. В воздушных боях сбил девять самолетов противника: два - индивидуально, семь - в групповых боях. Вот таким выдалось для него начало войны.

Успехи молодого летчика отметило командование. Осенью 1941 года Абрамов был назначен командиром звена.

В апрельских боях 1942 года Владимира Абрамова дважды ранили. Особенно тяжелым оказалось второе ранение - в голову, его спасла лишь немедленная медицинская помощь, оказанная полковым врачом прямо у самолета. В мае 1942 года Абрамова приняли в партию. Затем он долго лечился, а осенью 1942 года был назначен уже командиром эскадрильи знаменитого 71-го истребительного авиаполка, в котором служило немало Героев Советского Союза. И это - в 21 год!

31 мая 1943 года 71-й авиаполк был преобразован в 10-й гвардейский. Вскоре Абрамов был отозван в тыл на переформирование и до 1944 года переучивался на самолеты Ла-5. А уже 19 марта 1944 года он одержал первую победу на новом истребителе. Тогда Абрамов повел в атаку пять машин своего полка против 27 самолетов противника. В этом бою он лично сбил один вражеский самолет.

Абрамов Владимир К 19 мая 1944 года Владимир Абрамов совершил 559 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев, сбил 20 самолетов противника - пять лично и 15 в группе. Закономерным итогом его летной «работы» стало присвоение ему 22 июля 1944 года звания Героя Советского Союза - за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами. Всего же за годы Великой Отечественной войны этот требовательный и уравновешенный летчик совершил около 600 боевых вылетов на самых различных истребителях: И-153, И-16, Як-7Б и Ла-5. Он провел более 60 воздушных боев, сбил лично 21 и в группе восемь самолетов противника. Среди сбитых им вражеских самолетов, наряду с основными боевыми машинами Не-111, Ю-88, Bf-110, Bf-109, Fw-190, есть и «раритет» - Не-177, тяжелый двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец.

После войны Владимир Абрамов еще долго служил в армии. Он стал одним из первых среди морских летчиков, освоивших реактивные истребители. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а в 1959-м - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил инспектором по технике пилотирования, начальником летной инспекции Северного флота, а затем в Главном штабе ПВО. Занимал должность заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО. Генерал-майор авиации В.Ф. Абрамов уволился в запас в 1974 году, жил и работал в поселке Заря Московской области. Вел большую военно-патриотическую работу среди молодежи и школьников. Умер герой 23 мая 1985 года. За годы войны и послевоенной службы он был награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, в том числе «За боевые заслуги».



 

 

Обновлено 17.03.2010 09:18