Приходской листок №80 от 04 февраля 2014 года Печать
История - История Храма преподобного Саввы Сторожевского
28.03.2017 16:14

2 (80) от

04  февраля  2014 г.

Приходской листок

 

Храма прп. Саввы Сторожевского-Патриаршего подворья на Заре

 Печатается по благословению настоятеля Храма протоиерея Виктора Алексашкина

 

 

 

Преподобне Отче наш Савво, моли Бога о нас!

 

Праздник Сретения Господня

Праздник Сретения ГосподняПраздник Сретения Господня, отмечаемый 15 февраля (по старому стилю – 2 февраля) относится к числу великих двунадесятых праздников Православной Церкви. В восточных странах Сретение известно с IV в., а на Западе – с V века. Этот праздник установлен в честь памяти об одном из самых значимых событий в истории взаимоотношений Господа Бога с человечеством.

 Более двух тысяч лет назад, на сороковой день после рождения Иисуса Христа, его родители – Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, принесли Божественного Младенца в Иерусалимский храм, чтобы согласно существующему закону, отдать своего первенца в дар Всевышнему и поблагодарить высшие силы за его появление на свет.

 В храме Богородицу и Иосифа встретил праведный Симеон, который, по представлениям православной веры, являлся одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с иврита на греческий язык. Когда-то, еще будучи молодым, Симеон трудился над переводом книги пророка Исайи, он усомнился в предсказании о том, что Христос родится от земной женщины. Он даже хотел исправить текст, но в это мгновение Симеону явился ангел и сказал, что за его сомнение он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя.

 Обратив взор на Младенца, праведный Симеон понял, что это и есть долгожданное чудо. Ведомый божественным провидением, Святой взял его на руки и сказал следующие слова: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов…». Свидетельницей этого великого события была и престарелая пророчица Анна, которая всегда находилась в храме, почти все время проводя в усердных и искренних молитвах Господу.

 По свидетельствам истории, с 544 г. в Византии было принято решение отмечать Сретение Господне более торжественно. Дело в том, что на страну один за одним обрушивались несчастья: природные катаклизмы, неизвестные болезни, уносившие по несколько тысяч человек в день. В 544 г. христианам было знамение, после которого они торжественно совершили всенощное бдение и крестный ход, и вскоре бедствия прекратились, а в благодарность Богу Сретение стало отмечаться с большими почестями.

 В праздник Сретения на церковных богослужениях принято освящать свечи. Этот обычай берет свое начало от древнейшей традиции устраивать в этот день праздничное шествие по городу с зажженными свечами и светильниками, которое многим похоже на крестный ход. В сретенских молитвенных песнопениях содержится просьба христиан о том, чтобы горящие свечи своим светом разогнали мрак ночи и незнание в наших душах. Сретенская свеча – символ просвещенности и благословления души Святым Духом.

 Главной почитаемой святыней Сретения Господня является икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Основой иконографии этого праздника стало Евангелие от святого Луки: на всех иконах Сретения ключевым действием является изображение передачи Пречистой Девой Младенца на руки Симеону, при этом за спиной за ее – праведный Иосиф, который держит в руках несколько голубей, а позади всех – пророчица Анна.

 Само слово «сретение» со старославянского языка переводится как «встреча» и «радость». Это была встреча не только святого Симеона с чудом, которого он ждал всю жизнь, но и встреча Спасителя со всем миром.

 Не зря в день Сретения Господня часто вспоминают евангельскую притчу о встрече в храме мытаря и фарисея. Мытарь жил очень скромно, не пользовался уважением, не был никем любим, однако всегда искренне помогал окружающим и был счастлив этим. Мытарь считал себя недостойным жить в этом мире и даже не смел войти в храм Божий, ведь он – бесправный грешник. Фарисей же старался жить как праведник, творил благие дела, помогал людям, но считал их недостойными и грешными, и все его добрые поступки были продиктованы исключительно гордыней. Таким образом, казалось бы, праведная жизнь фарисея оказалась сравнима с жизнью грешника, а смиренный мытарь обрел спасение…


Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Празднование Русской Православной Церкви в честь святых пострадавших в антицерковных гонениях в СССР. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве весной 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского), во главе Собора было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона. На 22 марта 2011 года канонизировано    -   1776 человек.


Новомученники и исповедники Церкви Русской по Балашихинскому благочинию.

Священномученик Иоанн (Державин)  Священномученик Иоанн (Державин)

 Священномученик Иоанн (Державин) родился в семье священника. В 1901 году закончил Московскую Духовную семинарию. Служил священником в селе Милет Богородского уезда. В 1937 году арестован, заключён в Ногинскую тюрьму. В декабре был приговорён к расстрелу. Расстрелян 15 декабря 1937 года на полигоне в Бутово и погребен в неизвестной могиле.

    Священномученик Алексий (Никольский) родился в семье священника в 1877 году. Окончил Духовную семинарию Духовную Академию. С 1904 по 1930 гг. служил настоятелем Троицкого храма села Троицкое-Кайнарджи (ныне с. Павлино). В марте 1938 года арестован и расстрелян 8 марта. Погребен в неизвестной могиле.

Священномученик Алексий (Никольский)  Священномученик Алексий (Никольский)

 Священномученик Александр (Смирнов)  Священномученики Александр (Смирнов) и Федор (Ремезов)

    Священномученики Александр (Смирнов) и Федор (Ремезов) расстреляны 6 ноября 1918 г. карателями красных латышских стрелков. Прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 20 сентября 2003 года мощи священномучеников были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в г. Реутово.

Подготовительные недели к Великому посту.

 

Подготовительные недели к Великому посту.Великий Пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения больше времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56). Телесная подготовка состоит из того что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедуются и причащаются минимум один раз. В 2014 году Великий пост продолжается с 3 марта по 19 апреля (по н.ст.).  Пасха – 20 апреля 2014 г. Великому Посту предшествует три подготовительные недели.

Первая подготовительная неделя (с 9 по 15 февраля). Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О фарисее и мытаре» (Луки 18:10-14). Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Вел. Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …

 

Вторая подготовительная неделя (с 16 по 22 февраля). Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том, как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» … Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя (с 23 февраля по 1 марта). Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по-народному «Масленица». В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде», т.к на Литургии читается Евангелия «О Страшном Суде» (Матфея 25:31-46) и о последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая, что за все грехи нам придется отвечать.

Сыропуст (Прощенное Воскресенье 2 марта).  Последнее воскресенье перед Вел. Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем». Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.

В течение трех подготовительных недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.

 

 


 

Подвиг солдата Архипа Осипова

3 апреля 1840 года солдат Архип Осипов, жертвуя собой,

взорвал пороховой погреб, уничтожив 3000 мятежных горцев. 

19 февраля 1840 года мятежные горцы окружили форт Лазарева на Черноморской береговой линии. Он к тому времени был ещё не достроен и не оснащён артиллерией. Гарнизон состоял из 4-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка, в которой было не более 100 человек. Командир этой роты, капитан Марченко, ещё ни разу не участвовал в боях.

Выйдя рано утром бить зорю, барабанщик увидел неприятеля и поднял тревогу, но было уже поздно. Горцы ворвались в укрепление, бросились к офицерскому флигелю и казармам, уничтожили почти весь гарнизон, уведя в плен 16 человек.

Подвиг солдата Архипа ОсиповаЭтот неожиданный успех ободрил мятежников, и 13 марта они захватили укрепление Вельяминовское. А 29-го лазутчик-черкес дал знать, что отряд горцев численностью около 12 тысяч человек собирается напасть и на укрепление Михайловское станицы Вуланской. В Михайловском на тот момент было всего до 500 солдат. Начальник сводного гарнизона штабс-капитан 5-го Черноморского линейного батальона Николай Константинович Лико, пользовавшийся всеобщей любовью и уважением, уже получил известие о падении фортов Лазаревский и Вельяминовский. Зная, что в его гарнизоне много больных и он не в состоянии держать круговую оборону, Лико разделил укрепления станицы на две части углублённым фортификационным сооружением, с которого можно обстреливать тыльную сторону главной ограды.

Собрав всех офицеров и нижние чины, командир объявил им об угрожающей опасности, напомнил о присяге Царю и Отечеству и данном воинами обещании начальнику Черноморской линии генералу Раевскому не сдаваться живыми, в крайнем случае, взорвать пороховой погреб и погибнуть вместе с неприятелем. «Есть ли добровольцы для этого дела?» — осведомился Лико. Вперед вышел рядовой Тенгинского полка Архип Осипов.

Он родился в 1802 г. в селе Каменка Липовецкого уезда Киевской губернии. В 1820 году был принят рекрутом на военную службу в Крымский пехотный полк. Ничего геройского, казалось, в этом крестьянском парне не было. Служба его откровенно тяготила. На втором году он вместе с другим новобранцем, Никифором Нагарнюком, совершил побег и был приговорён судом к тяжёлому наказанию — тысяче ударов шпицрутенами, но освобождён от него, так как вернулся в полк добровольно. Со временем Осипов сжился с армейскими порядками, стал умелым воином, участвовал в победных войнах с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.), был награждён медалями за боевую доблесть. В 1834 году направлен в Тенгинский пехотный полк.

Сослуживцы знали Осипова как человека набожного, серьёзного, смелого, хорошего солдата и товарища. По описаниям современников, он был высокого роста, сероглазый, с продолговатым лицом, обрамлённым тёмно-русыми волосами. О намерении Осипова было объявлено всему гарнизону. В присутствии Лико и других офицеров он дал присягу, что подожжет порох лишь тогда, когда горцы будут сбивать замок на погребе. С вечера 30 марта каждую ночь в 12 часов весь гарнизон выходил на бастионы, а Осипов запирался в пороховом погребе.

Ранним утром 3-го апреля 1840 года один из часовых заметил приближение горцев и сообщил об этом фельдфебелю Харитону Комлеву. Тот приказал стрелять. Первый приступ был отбит картечью и ружейным огнём, а после второго тенгинцы ударили в штыки и отбросили противника. Архип Осипов во время штурма не сидел в погребе — он сначала носил на бастионы боеприпасы, затем, подобрав ружьё убитого солдата, принял участие в бою. Но силы были слишком неравны, и к 10 часам утра, перебив практически всех защитников укрепления, горцы ворвались в Михайловское. Они очень нуждались в порохе и пулях, поэтому сразу бросились к пороховому погребу и стали сбивать замки с дверей его. Около трёх тысяч человек окружили погреб, забрались на крышу.

Внутри погреба у открытой пороховой бочки стоял с зажжённым факелом в руке Архип Осипов и молился Богу. Последние слова, которые он прокричал сквозь запертую дверь однополчанам, были: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните моё дело». Услышав лязг сбиваемых замков, Осипов осенил себя в последний раз крестным знамением и опустил факел в бочку. Раздался страшный взрыв. Три тысячи мятежников были буквально разорваны в клочья. Тем же, кто остался в живых, достались от Михайловского укрепления лишь развалины. Православный воин Архип Осипов свято исполнил свой долг. За свой беспримерный подвиг он впервые в истории русской армии был навечно зачислен в списки полка.

В приказе №79 военного министра А.И.Чернышева говорилось:

«Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: "Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении"».

Через несколько месяцев в этот славный полк Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича был направлен и храбро сражался поручик Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский писатель.

В честь подвига Осипова в конце XIX века в Тенгинском полку была сложена песня, которую ныне восстановил мужской хор Института певческой культуры «Валаам» под управлением дирижёра Игоря Ушакова. Там есть такие слова:

«..Враг нас сдаться не принудит - // Ляжем все здесь за Царя!» - // Так по долгу по святому // Архип Осипов сказал, // К погребу пороховому // С фитилём у входа стал. // Все враги вдруг побледнели, // Страшен был он с фитилём; // Вместе с погребом взлетели // И погибли все огнём! // В перекличке по уставу // Вызывается Архип, // Отвечают, что за Веру, // За Отечество погиб.

На месте взорванного Михайловского укрепления и доныне стоит шестиметровый чугунный ажурный крест, сооружённый на народные деньги в 1876 году. А в 1889 году станица Вуланская по просьбе жителей была переименована в Архипо-Осиповскую. Ныне это — популярный курортный посёлок городского типа неподалёку от Геленджика. Большинство из сотен тысяч отдыхающих, приезжающих сюда каждый год с весны по осень, едва ли знают, кому обязан посёлок своим названием и что за подвиг совершил рядовой Архип Осипов. Солнце, горы, море, шуршащая галька, беззаботные люди вокруг — всё это не располагает к мыслям о подвигах и сражениях. Но здесь, как и в Крыму, каждый метр земли полит кровью.

Да, собственно, можно ли в России, вплоть до Уральского хребта, найти клочок земли, не политый кровью? В нашей истории нам больше приходилось воевать, нежели жить мирно. Не счесть врагов, ополчавшихся на Русь за 11 веков нашей государственности. Не всегда мы были способны отразить их натиск, но всегда у нас были герои, простые русские люди, подвиг которых даже в случае поражения служил могучим нравственным примером целым поколениям...

В XIII веке над Русью опустилось почти трёхвековое татаро-монгольское иго, но доселе народ не забыл, как в 1237 году рязанский герой Евпатий Коловрат наголову разбил ордынцев со своей небольшой дружиной.

Наши победы всегда были результатом жертвенного подвига героев, готовых положить живот за друга своя. Счастливы великие русские полководцы, имевшие таких солдат! Их подвиги можно сравнить разве что с подвигами гомеровских героев. Под Сталинградом один солдат, имени которого я, к стыду своему, не помню, увидев, что рушится мост, принял, как атлант, на плечи свои его ферму и так стоял, пока по мосту не проехала вся наша техника! И остался жив-здоров этот солдат!

Осенью сорок второго взводы бросались из окопов в штыковую атаку против полков лучших, искуснейших воинов Европы, и те отступали, обливаясь кровью! Может, тому причиной заградотряды, о которых любят писать наши либералы и немецкие историки, забыв о том, что в фашистской армии тоже были заградотряды и штрафные роты?

Да, за плечами наших солдат были заградотряды — отряды грозных Ангелов Господних с пылающими мечами в руках. И незримо они сражались рядом с нашими воинами, и те разили супостатов направо и налево...

Эти герои, хвала Господу, не перевелись и поныне. 1 марта исполнилось 10 лет как 6-я рота 104-го Парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ приняла бой против многократно превосходящих сил чеченских бандитов под Улус-Кертом, вызвав огонь на себя. А ведь, говоря откровенно, они могли просто «не заметить» противника, как «не замечали» внутренние войска в августе 1996 года продвижение масхадовских отрядов к Грозному... И никому бы за это ничего не было. Но герои 6-й роты поступили иначе — так, как поступил за 160 лет до них рядовой Архип Осипович Осипов.

А в августе 2008 года бойцы 76-й дивизии ВДВ, возвращаясь с учений в Северной Осетии, прямо на марше получили приказ идти на помощь миротворцам под Цхинвалом. Забыв про усталость, они повернули обратно, вошли в Рокский туннель и сходу вступили с бой с грузинской армией, вооружённой, обученной североамериканцами, и наголову разбили её. Тогда по-нашему «многонациональному», сиречь антирусскому телевидению показали небывалое: транспаранты в Южной Осетии с надписью: «Спасибо великому русскому народу!».

И впрямь — никакой другой народ им бы не помог.

 

Источник: Русский дом, №4 апрель 2010

 

Приходские новости.

 

   С 7 по 12 января в Храм Христа Спасителя со Святой Горы  Афон привезены Православные Святыни - «Дары Волхвов». Более 50 наших прихожан посетили храм и приложились к Святыням.

 

 С 7 по 12 января в Храм Христа Спасителя со Святой Горы    Афон привезены Православные Святыни - «Дары Волхвов». Более 50 наших прихожан посетили храм и приложились к Святыням.

 

12 января в нашем храме состоялся детский Рождественский спектакль учащихся воскресной школы

12 января в нашем храме состоялся детский Рождественский спектакль учащихся воскресной школы

12 января в нашем храме состоялся детский Рождественский спектакль учащихся воскресной школы

 

12 января в нашем храме состоялся детский Рождественский спектакль учащихся воскресной школы

 

12 января в нашем храме состоялся детский Рождественский спектакль учащихся воскресной школы

 

В праздник Крещения Господня прошел Крестный ход  на  озеро  п. Заря, проведен  молебен по освящению  воды. Желающие окунулись в воду, не смотря на сильный мороз.

 

В праздник Крещения Господня прошел Крестный ход  на  озеро  п. Заря, проведен  молебен по освящению  воды. Желающие окунулись в воду, не смотря на сильный мороз.

В праздник Крещения Господня прошел Крестный ход  на  озеро  п. Заря, проведен  молебен по освящению  воды. Желающие окунулись в воду, не смотря на сильный мороз.

Выпуск «Приходского листка» подготовили Владимир и Павел Бараш.

Дорогие братья и сестры! Просьба не использовать на хоз, нужды