Приходской листок №77 от 06 ноября 2013 года Печать
История - История Храма преподобного Саввы Сторожевского
24.03.2017 14:16

10 (77) от

06 ноября 2013г.

Приходской листок

 

Храма прп. Саввы Сторожевского-

Патриаршего подворья на Заре

 

Печатается по благословению настоятеля Храма протоиерея Виктора Алексашкина

 

 

 

Преподобне Отче наш Савво, моли Бога о нас!

 

 

Предание о Казанской иконе Божией Матери

Предание о Казанской иконе Божией МатериИстория иконы Казанской Пресвятой Бо­городицы в сравнении со многими другими известными нам сказаниями о чудотворных иконах Богоматери является повестью не об одном святом образе, на протяжении веков ис­точающем милости и чудеса, а о многих спи­сках с иконы, которые ничем не отличались от первообраза по силе их чудотворения и за­ступничества в трудные для России времена.

В это непростое время девятилетней дочери стрельца Даниила Онучина Матроне было чудное видение во сне Божией Матери, Которая повелела достать из земли Ее святой образ, сокрытый еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия.

Чудеса от иконы Казанской Пресвятой Бо­городицы начались еще задолго до ее обрете­ния и всенародного прославления. Под несо­мненным покровом Пресвятой Богородицы 1 октября 1552 года Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном Гроз­ным, и началось просвещение татар светом христианской веры. Несколько десятилетий спустя, в 1579 году, Казань опустошил страш­ный пожар, который магометане восприняли как гнев Божий на христиан. «Вера Христова, – по словам летописца, – сделалась притчею и поруганием».

В это непростое время девятилетней доче­ри стрельца Даниила Онучина Матроне было чудное видение во сне Божией Матери, Кото­рая повелела достать из земли Ее святой об­раз, сокрытый еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. По­сле нескольких неудачных попыток Матроныобратиться за помощью в этом деле и трое­кратного явления ей Богородицы, девочка со своей матерью сама раскопала в указанном месте святую икону.

На место чудесного обретения прибыл во гла­ве духовенства архиепископ Иеремия и пере­нес святой образ в расположенный рядом храм святителя Николая, откуда, после молебна, он был отправлен с крестным ходом в Казанский-Благовещенский собор. Многочисленные чу­дотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, что было явным знамением покровительства Божией Матери просвещению мусульман православной верой. Некоторое время спустя святой образ был по­ставлен в построенном по повелению царя Ио­анна Грозного на месте его явления храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь же был основан и женский монастырь, в кото­ром приняли постриг юная Матрона и ее мать. В 1594 году митрополитом Казанский Гермоге­ном была составлена «Повесть и чудеса Пречи­стыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явле­ния образа, иже в Казани».

В период Смутного времени, когда Русскую землю раздирали междоусобицы, а поляки за­хватили Москву, по призыву Православной Церкви в лице московского святителя Гермо­гена русский народ поднялся на защиту веры иОтечества. Находясь под стражей, святитель су­мел тайно отправить в Нижний Новгород свое воззвание, которое вдохновило жителей со­брать ополчение во главе с князем Димитрием Михайловичем Пожарским. Присоединившие­ся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который передали князю Димитрию. Взбран­ная Воевода покровительствовала русскому воинству, и Ее заступлением Россия была спасена. Ополчению, преодолевшему огромные труд­ности и отбившему многочисленное войско, предстояло еще взять штурмом Китай-город и Кремль. После трехдневного поста и усердной молитвы о милости перед образом Казанской ­Пресвятой Богородицы, была явлена милость Божия. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видени­ем находившегося в плену архиепископа Арсе­ния о спасении России, одержали крупную по­беду и взяли Китай-город, а через два дня так же был отвоеван Кремль. В честь этого события царь Михаил Федорович установил празднова­ние Казанской иконе с крестным ходом два раза в год – 8 июля и 22 октября.

В 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Петр Великий со своим воинством молился перед одним из списков чудотвор­ной иконы Казанской Божией Матери, а в 1721 году царь Петр перенес еще один список из Москвы в Петербург. Этот дивный образ Казанской Богородицы после долгих стран­ствований по разным петербургским храмам в 1811 году обрел свое постоянное место в соз­данном для него Казанском соборе.

В следующем, 1812 году перед отъездом в армию, в Казанском соборе князь М. Куту­зов со слезами просил Пречистую Богороди­цу спасти Россию. Прошло менее полугода и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года служили благодарственное молеб­ствие «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Сюда, к Казанской иконе Божией Матери, по окон­чании войны стекались пожертвования рус­ских людей в благодарность за избавление от врагов, а также различные победные трофеи. Собор в честь Казанской иконы стал храмом- памятником победы русского народа в От­ечественной войне 1812 года.

          

А.В. Васильева

     www.portal-slovo.ru

На фотоснимках:  Крестный ход 4 ноября 2013 года . Празднование  Казанской иконы Божией Матери.

На фотоснимках:  Крестный ход 4 ноября 2013 года . Празднование  Казанской иконы Божией Матери.

На фотоснимках:  Крестный ход 4 ноября 2013 года . Празднование  Казанской иконы Божией Матери.

 

СОБОР АРХИСТРАТИГА (АРХАНГЕЛА) МИХАИЛА

И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

Святая Русская Православная Церковь прославляет Архистратига (Архангела) Михаила 21 ноября (8 ноября ст.ст.).

СОБОР АРХИСТРАТИГА (АРХАНГЕЛА) МИХАИЛА  И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХНад всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низверг с Неба возгордившегося денницу (сатану) с другими падшими духами. По Церковному преданию, Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях: при выходе израильтян из Египта он предводительствовал им в виде огненного столпа; защищал Израиль во всех бедствиях. С древних времен прославлен Архангел Михаил на Руси. Защита городов русских Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Не было на Руси города без храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.

Считается, что Архангел Михаил ходил по нашей грешной земле, неся ей спасение на всех поворотных пунктах истории. Архангел Михаил и сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедована последняя битва (Армагеддон) с князем мира, победа над сатаной и его воинством.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщавшись всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение святого Иоанна Богослова, 12:7 – 9).

Все священные писания иудеев, христиан и мусульман чтят Архангела Михаила – вождя Небесной рати Господа, который явился Иисусу Навину перед битвой у Иерихона.

«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит: и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел в нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда…» (Иисус Навин, 5:13 – 14).

Архангел Михаил и его Ангелы защиты могут ответить на ваши молитвы, если вы молитесь им ежедневно. Многие люди испытали чудеса, которые, как они верят, стали возможными благодаря их крепкой связи с Небесными Силами Господними.


Шествие за Христом

 С древних времен крестный ход является частью многих праздничных богослужений. Во все времена крестные ходы были особенно любимы на Руси. Сегодня мы поговорим об этой традиции.

История крестных ходов восходит к ветхозаветной истории, когда евреи торжественно переносили главную святыню – Ковчег Завета. В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 г., весь город был в движении по случаю праздника свв. апп. Петра и Павла. В эти дни совершались так называемые литании, т. е. торжественные процессии или крестные ходы из одного храма в другой или к могиле мученика.

Шествие за ХристомЛитании, рождённые в Западной Церкви в IV веке, были заимствованы Востоком. Свт. Василий Великий говорит о них как о полезном нововведении, которого не было ещё при свт. Григории Чудотворце. Литании совершались не только при поклонении мощам, но и при общественных бедствиях. «По случаю сильных дождей были литании и молебны, и весь наш город, как поток, устремился в апостольские места», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в помощь небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична. Многие отцы Церкви подчеркивали важность этой традиции и ее великую духовную силу.

В последние годы благочестивая традиция совершать крестные ходы снова возрождается. В нашей епархии за последние несколько лет было совершено множество крестных ходов, которые стали настоящим событием для жителей Саратова и области. Огромное количество народа, сопровождало мощи Киево-Печерских, Радонежских святых, мощи св. Иоанна Крестителя и прмц. вел. кн. Елисаветы. Молебное пение привлекало внимание даже далеких от Церкви людей. В 2006 году состоялся первый в истории города детский крестный ход. А в июле каждого года жители Саратова, Вольска и Балакова совершают многодневный крестный ход в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских.

Смысл крестного хода.

Крестные ходы, ставшие прочной традицией Православной Церкви, имеют различный смысл. Прежде всего, некоторые крестные ходы являются частью богослужения, в котором они символически изображают значимые события Евангельской и церковной истории. Так, например, вынос плащаницы в конце вечерни Великой Пятницы и крестный ход вокруг храма, который совершается в конце утрени Великой Субботы (обычно, вечером в Великую Пятницу), является литургическим воспроизведением перенесения снятого с Креста Тела Спасителя в пещеру, где Оно было погребено. Таков же смысл крестного хода с плащаницей Пресвятой Богородицы, который совершается через день после праздника Успения. Крестный ход, которым предваряется Пасхальная заутреня, является литургическим воспоминанием о шествии жен-мироносиц, первыми узнавших о Воскресении Господа Иисуса Христа.

Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока — начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).

Для того чтобы шествие к святому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читается Евангелие, поются церковные песнопения. Участники крестного хода несут иконы, кресты, хоругви. Это делает процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры.

Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывают на верующих людей крестные ходы по перенесению мощей святых. Так, великим примером для подражания явился крестный ход духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Свт. Филарет Московский составил правила поведения для участников крестного хода, в которых он предписывает: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поелику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся этой помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением».

Участники крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Иногда крестный ход, продолжающийся в течение нескольких дней, превращается в настоящее паломничество. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Марина Шмелева
 Газета «Троицкий листок»


 

О Рождественском посте

 

О Рождественском постеОб истории установления поста и его значении.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д. Мансветов, "намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания... и другой — от 6 декабря до самого праздника" (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

 

Как питаться в Рождественский пост.

 

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

О Рождественском постеОт 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

 

По материалам книг:

Мансветов И. Д. «О постах Православной восточной Церкви». М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1886 (книга в электронном виде доступна здесь)

 «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки». М.: Сретенский монастырь, 1997.

 

НЕКРОЛОГ

 

20 октября 2013 г. отошла ко Господу схимонахиня Калисфения (Кочетова Екатерина Дмитриевна)20 октября 2013 г. отошла ко Господу схимонахиня Калисфения (Кочетова Екатерина Дмитриевна), прожившая трудную. но богоугодную жизнь. Еще будучи маленькой девочкой,  ей предсказали, что она станет монахиней. И вскоре это сбылось. В годы гонений на православную веру она тайно принимает постриг,  становится монахиней в миру. Так поступали те, кто имел искреннюю любовь к Богу и готов послужить Ему, зная, что их ожидают испытания.

Не имея своей семьи, всю свою любовь и заботу отдала своим племянникам, воспитывая их и духовно оберегая. Переехав на жительство в пос. Зарю, к племяннику, и пока позволяло состояния здоровья, она принимала участие в службах   в нашем храме. Великая молитвенница прожила 90 лет  и тихо и мирно отошла ко Господу.

Светлая ей память.

 

29 октября 2013 г. на 81 году жизни скончалась Ионова  Зинаида Сергеевна, прихожанка нашего храма.       29 октября 2013 г. на 81 году жизни скончалась Ионова  Зинаида Сергеевна, прихожанка нашего храма.

Всю свою сознательную жизнь посвятила служению ближним. Ее отличало сердечность, милосердие, доброта ,кротость. Жена офицера. Вместе с мужем Виктором смиренно переносила тяготы военной службы,  вырастили и воспитали троих прекрасных детей.

       В свое время, как профессиональный медицинский работник, работала в роддоме города Железнодорожный. Сотни женщин благодарны ей за чуткость и заботу, за появление на свет своих младенцев. Когда образовалась православная община на Заре, она одна из первых приняла участие по сбору средств на строительства храма. На службах стояла всегда в своем уголке около иконы Божией Матери, и тихо,   сосредоточено молилась. Ее кончина для нашего прихода стала незаменимой утратой, но память о ней всегда будет в наших сердцах.

        Упокой Господи душу рабы Твоея Зинаиды.

 

Расписание

Богослужений в Храме преп. Саввы Сторожевского

на ноябрь 2013 г.

01.11.13.

пятница

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

02.11.13. суббота

Димитриевская  родительская суббота.

Божественная литургия. Панихида.

09-00

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

03.11.13. воскресенье

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Прп. Илариона Великого.

Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.

09-00

 

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

04.11.13.

понедельник

Празднование Казанской иконе Божией  Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612г.)

Божественная литургия. Крестный ход.

09-00

06.11.13. среда

Иконы Божией Матери  «Всех скорбящих Радость»

Божественная литургия. Молебен.

08-00

09.11.13. суббота

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

10.11.13. воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митрополита  Ростовского.

Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.

09-00

16.11.13.

суббота

 

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

17.11.13

воскресенье

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Прп. Иоаникия Великого.

Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.

09-00

20.11.13

среда

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

21.11.13. четверг

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил

бесплотных.

Божественная литургия. Молебен.

08-00

23.11.13.

суббота

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

24.11.13

воскресенье

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Мч. Виктора и мц. Стефаниды. Мч. Викентия.Прп Феодора Студита

Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.

09-00

30.11.13

суббота

Всенощное бдение. Исповедь.

17-00

01.12.13

Воскресенье

Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Мч. Платона. Мчч. Романа диакона и отрока Варула

Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.

09-00

 

Выпуск «Приходского листка» подготовили Владимир и Павел Бараш.

Дорогие братья и сестры! Просьба не использовать на хоз, нужды