№ 8 (75) от
05 сентября 2013г.
|
Приходской листок
Храма прп. Саввы Сторожевского-
Патриаршего подворья на Заре
Печатается по благословению настоятеля Храма протоиерея Виктора Алексашкина
|
Преподобне Отче наш Савво, моли Бога о нас!
|
|
Усекновение главы Иоанна Предтечи
День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Святой Русской Православной Церковью 11 сентября и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Святая Церковь чтит Иоанна Предтечи выше всех святых после Богоматери.
После крещения Иисуса Христа Иоанн продолжал учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью.
В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа. Этот царь галилейский был сыном Ирода Великого, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа взял в жены Иродиаду, жену своего брата Филиппа, при его жизни. Иоанн обличал за это Ирода и тем возбудил против себя злобу Иродиады. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна. Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада же не успокоилась на этом, тем более что ее раздражало расположение Ирода к Иоанну. Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.
Примерно через год Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир пришла дочь Иродиады (падчерица Ирода) — Саломея, и стала плясать, чем угодила Ироду. Он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь» — и клялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея вышла и спросила у матери своей: «Чего мне просить у него?» Иродиада потребовала голову Крестителя. Саломея с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».
Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнил приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна Крестителя, а Саломея отнесла ее матери своей Иродиаде. Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова. Мощи его (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.
Предания говорят о правосудии Божьем, свершившимся над Иродом, Иродиадой и Саломеей. По одним источникам, вскоре по казни Предтечи римский император лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной женой Иродиадой и Саломеей послал в заточение, где они бедственно окончили жизнь свою. По другим — Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде всего погибла Саломея. Она в зимнее время, проходя по льду через реку, провалилась и погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее, и она повисла в воде, держась головой на льду. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленный труп унесен был водой, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей.
www.tamby.info
|
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября Церковь празднует Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Пречистая Дева родилась в маленьком Галилейском городке Назарет в благочестивой семье Иоакима и Анны. Святой праведный Иоаким сын Варпафира был потомком Нафана, сына святого пророка-царя Давида. А святая праведная Анна была дочерью священника Матфана из племени Аарона. Таким образом, в святой Деве, будущей Матери Мессии, соединились две ветви израильского народа — царская и священническая. И это промыслительно, ибо Тот, Кто должен был родиться от Нее стал Воистину Царем мира и Первосвященником в Церкви Своей.
Но прежде чем стать родителями Пречистой Девы, Иоаким и Анна должны были предуготовиться к этому великим подвигом терпения. Так они проводили весьма благочестивую и праведную жизнь, беспорочную по правде законной, но не имели детей до весьма преклонных лет. Сколько молитв было вознесено к престолу Божию! Сколько слез пролито! Но детей не было. Положение их омрачалось еще и тем, что бездетность в израильском народе считалась проклятием Божиим. Ведь Израиль ожидал рождения Мессии из своей среды, и каждая семья надеялась, что он будет их потомком. Семьи же, не имевшие детей считались отвергнутыми Богом за грехи свои. Ибо таким образом они лишались участия в истории Израиля и будущей славе его, лишались возможности стать родителями Мессии. Бездетность праведных Иоакима и Анны была причиной презрения соплеменников. Насколько это увеличивало их и без того великую скорбь! В один из праздников уже старец Иоаким принес свою жертву в храм Божий, но первосвященник Иссахар не принял ее, сказав, что он недостоин приносить жертвы Богу, и обвинив его в бездетности. Праведник в великой скорби прямо из храма ушел в пустыню, где в слезах и молитве предстоял Богу своему. Когда жене его Анне передали о случившемся с ее мужем, она ушла в сад. И там, в великой скорби молила Бога о муже своем и о даровании ей чада, обещаясь посвятить ребенка Богу. Тогда в саду ей предстал посланный от Бога Архангел Гавриил и возвестил, что скоро она зачнет чадо. Такую же весть от Архангела получили Иоаким в пустыне, после чего только он и вернулся домой. Вскоре Анна зачала и в положенный срок родила дочь, Которая стала Матерью Спасителя мира, обетованного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.
Для чего же Бог попустил столь многие и тяжкие искушения праведникам? Почему сразу не исполнил их молитву?
Всякий сосуд Бог заботливо предуготовляет к принятию благодати, чтобы благодать Его не была тщетной. И чем более благодать, тем большее испытание проходит готовящийся вместить ее.
Святая Приснодева, чистейший сосуд и вместилище человеческого естества Сына Божия, и в рождении Своем должна была быть плодом добродетели. И Ее святые родители всю жизнь проживают в подвиге молитвы и чистоты. Не получая просимого чада, не ропщут на Творца, но не ослабевают в надежде, и даже в преклонных летах не оставляют ее. Терпя оскорбления и упреки от соплеменников, не озлобляются, и не оставляют благочестия. Так Бог готовит их к принятию великого дара и участию в том деле, к которому богоизбранный народ готовился от времен Авраама. И в тех, кого презрели люди, Бог творит Свои обетования. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8,9). Добродетель не имеет внешнего блеска, и избранные Божии часто пренебрегаемы в мире сем. Различит их только око благодатное, только тот, кто сам стал причастником Божьего света.
Не будем же возноситься над ближними своими, ибо Бог не так как мы судит, и часто первые у Него бывают последними, а последние — первыми (От Матфея 19:30).
Иеромонах Мелетий (Серебряков)
Публикуется в сокращении
www.serafim-kupchino.ru
|
Воздвижение Креста Господня
Апостол говорил: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23).
Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку - у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном - она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.
В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя - на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, - как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, - ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, - разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников - малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера?
Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что всё то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см. Ис. 55:8).
Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — чтО есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.
Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).
Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу.
Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
7.09.2010
Публикуется в сокращении
www.patriarchia.ru
|
Начало индикта - церковное новолетие. (1) 14 сентября
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.
Любой новогодний праздник - довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) - такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». Церковное новолетие Церковное новолетие.
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.
Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, - дань гражданской византийской традиции. Начало индикта - это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт - одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.
Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие - Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Тропарь, гл.2
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак, гл.2
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.
|
ОБЪЯВЛЕНИЕ
При Храме Преподобного Саввы Сторожевского в Заре создан и работает детско-юношеский Православный военно-патриотический клуб (ПВПК)!
Цель клуба - воспитание подрастающего поколения в Православной вере, в духе патриотизма, подготовка к будущей самостоятельной жизни! Это альтернатива "улице", альтернатива массовой культуре с духом потребительства, эгоизма, пьянства и наркомании. Ценности ПВПК - добро, мужество, честность, служение Родине!
Основные направления деятельности клуба:
- изучение основ Православной веры;
- патриотическое воспитание, изучение истории и культуры Родины;
- общефизическая подготовка;
- военное дело, строевая подготовка, инженерная подготовка, тактика, топография, ориентирование, медицина, самовыживание;
- самооборона, рукопашный бой.
Приглашаем всех желающих (мальчиков и юношей, девочек и девушек)!
Контактные телефоны для записи в Православный военно-патриотический клуб:
- Владислав Геннадьевич 8-929-659-55-57;
- Сергей Валерьевич 8-909-160-58-58;
- Егор Геннадьевич 8-910-422-68-06;
- Николай Александрович 8-903-158-22-99;
- Галина Ивановна 8-916-975-14-90.
|
|
|
|
|
|
Приходские новости
Первого сентября в нашем храме состоялся молебен для учащихся школ, кадетов, студентов и преподавателей, посвященный началу учебного года.
|
|
|
Перед кадетами Православного военно-патриотического клуба, выступил ветеран
Великой Отечественной войны генерал-майор Гусев Борис Михайлович.
Он рассказал о своем жизненном пути и пожелал
кадетам успехов в учебе и быть настоящими патриотами своей Родины.
|
|
|
Все больше принимает участия в духовной жизни молодое поколение нашего прихода.
|
|
|
|
Расписание
Богослужений в Храме преп. Саввы Сторожевского
на сентябрь 2013 г.
01.09.13.
воскресенье
|
Неделя 10-я по Пятидесятнице.
Собор Московских святых. Донской иконы Божией Матери. Божественная литургия. Молебен для учащихся школ, кадетов, студентов, преподавателей, посвященный началу нового учебного года. Крестины.
|
09-00
12-00
|
07.09.13. суббота
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
08.09.13. воскресенье
|
Неделя 11-я по Пятидесятнице.
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.
|
09-00
|
11.09.13.
среда
|
Усекновение главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Божественная литургия. Молебен.
|
08-00
|
14.09.13. суббота
|
Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Церковное Новолетия.
Божественная литургия. Молебен.
|
09-00
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
15.09.13. воскресенье
|
Неделя 11-я по Пятидесятнице.
Блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских чудотворцев.
Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.
|
09-00
|
20.09.13. пятница
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
21.09.13.
суббота
|
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии.
Божественная литургия. Молебен.
|
09-00
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
22.09.13
воскресенье
|
Неделя 11-я по Пятидесятнице пред Воздвижением
Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.
Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.
|
09-00
|
26.09.13
четверг
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
27.09.13. пятница
|
Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Божественная литургия. Молебен.
|
08-00
|
28.09.13.
суббота
|
Всенощное бдение. Исповедь.
|
17-00
|
29.09.13
воскресенье
|
Неделя 11-я по Пятидесятнице по Воздвижении.
Свт. Московского Киприана, всея России чудотворца. Прп. Кукши Одесского. Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение».
Божественная литургия. Молебен. Панихида. Крестины.
|
09-00
|
|
Выпуск «Приходского листка» подготовили Владимир и Павел Бараш.
Дорогие братья и сестры! Просьба не использовать на хоз, нужды
|