Приходской листок №71 от 05 апреля 2013 года |
История - История Храма преподобного Саввы Сторожевского | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.03.2017 12:29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Третья неделя Великого поста
Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
Похвала Пресвятой Богородицы
Строгое и скорбное течение богослужений Великого поста дважды прерывается лучами радостного света, и оба раза источником этого света является Пречистая Богоматерь. Один раз мы прославляем Деву Марию и вспоминаем событие, которое церковная песнь именует «спасения нашего Главизна», то есть начало нашего спасения. Мы вспоминаем всесветлое Благовещение, когда юная Дева, почти девочка, с волнением и трепетом внимает дивным словам архангела и в трепете и страхе думает, каково будет целование сие. Сегодня мы прославляем в Ней же Пречистую Матерь – Богородицу. Восхваляем Ту, у Которой, по словам пророка, «оружие прошло душу», воздаем похвалу Той, Которая родила безмужно Спасителя мира, а Сама стала за мир ходатаицей перед Своим Божественным Сыном. Если Он пролил за мир и его спасение Свою Божественную Кровь, то Пречистая Дева пролила и продолжает проливать за этот грешный мир Свои слезы, – слезы Матери, усыновившей у креста все человечество, вобравшей в Свое сердце всех людей – и грешных и праведных. Историческое основание сегодняшнего праздника таково. В 626 году столица Византии Константинополь был осажден персами и скифами. Опасность была смертельной. Жители города собрались в храме Святой Софии и со многим плачем молили Бога о спасении. Константинопольский патриарх Сергий взял икону Пресвятой Девы и обошел с нею крестным ходом по стенам города, а потом опустил в воды пролива Ее ризу, и, как пишет летописец, «море закипело, вражеские корабли потонули, и неприятель отступил от города». Впоследствии было еще несколько случаев чудесного избавления Константинополя от врагов по молитвам к Богоматери. В память их Святая Церковь установила праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, и так как первое избавление Царьграда, или Константинополя, было около пятой недели Великого поста, то и праздник этот был установлен в субботу этой недели. В этот день с особой торжественностью читается в храмах акафист Пресвятой Богородице. Это первый акафист, написанный для церковного употребления диаконом цареградской церкви Георгием Писидийским и послуживший образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Пресвятой Девы, Господа или святых и различных церковных праздников. Но кроме исторического, сегодняшний праздник имеет и более широкое значение. В этот день среди тягот поста мы направляем свой взор к Той, Которая является Главизной нашего спасения, Которая была орудием Божественного Промысла о грешном человечестве, Лествицей, возводящей нас от земли к Небу. Мы часто обращаемся к Ней с нашими тяготами и горестями и просим Ее помощи. Мы благодарим Ее за помощь, за то заступление, которое Она нам оказала перед Своим Сыном – Богом и Создателем… Но сегодня наши молитвы другие! В них меньше корысти… Мы не столько просим – мы прославляем от всего любящею сыновнего сердца. Сегодня наша молитва к Богородице не просительная, не благодарственная, а славословная. Сегодня мы восхваляем Ту, Которая удостоилась видения ангельского и получила благую весть от архангела. Сегодня мы восхваляем Ту, Которая в Вифлееме первая поклонилась новорожденному Христу и повила Его в пелены… Сегодня мы восхваляем Ту, Которая вскормила Его Своей грудью, охраняла хрупкие годы Его детства, оберегала Его от врагов и напастей. Сегодня мы восхваляем Ту, Которая отдала человечеству самое дорогое – Своего Сына и прошла с Ним от пещеры вифлеемской до Креста голгофского… Сегодня мы восхваляем Ту, Которая усыновила всех нас перед голгофским Крестом, помогает нам в нашей жизни и ходатайствует за нас на Небесах… Сегодня мы восхваляем Ту, Которая в рождестве девство сохранила и по успении мира не оставила, но есть с нами и по сей день… Сегодня мы воспеваем Ее и восклицаем едиными усты и единым сердцем: Радуйся, Еюже радость воссияет, Радуйся, Еюже клятва исчезнет, Радуйся, Еюже обновляется тварь Протоиерей Борис Старк. «Вся моя жизнь – чудо». М., 2009.
Неделя преподобной Марии Египетской
Неделя пятая Великого поста посвящена воспоминанию и прославлению подвигов св. Марии Египетской. Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине пятого начале шестого столетия. Марии исполнилось двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого раскаяния, она стала молить Бога простить ее грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Духа Святого. Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре пророка Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел её во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше. Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом, придя в пустыню еще через год в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки преподобной Марии там же в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Скончалась она в 521-ом году. Память преподобной Марии Египетской отмечается 1-го апреля и в 5-ое воскресение Великого поста.
Лазарева суббота 27 апреля 2013 года
Лазарева суббота — суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Православные христиане Кипра, Болгарии, Греции и других стран отмечают праздник по григорианскому календарю. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Но Христос велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.
Вход Господень в Иерусалим (Праздник 28 апреля)
После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим. Многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Иудейские первосвященники, негодуя на Христа за то, что Он был необыкновенно почитаем в народе, задумали убить Его и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает (Конд., глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Когда не было в пос. Заря храма, верующие посещали церковные службы в храмах в Никольском, Саввино, в Москве, позднее в Реутове. Особенно запомнились наши коллективные походы в церковь на Богослужение в Богоявленскую церковь села Бисерово. Около десяти человек собирались утром у школы №15 в определенное время и шли по лесу. В зимнее время по узкой тропинке среди мохнатых заснеженных елей шли друг за другом. Помнится, как Роза Антипова возила на санках туда свою маленькую девочку Марию, а летом на коляске. Теперь эта девочка поет в нашем церковном хоре. Летом было большое удовольствие пройтись по берегу озера до храма. Я в то время была членом Совета ветеранской организации, председателем первичной организации ветеранов труда. Однажды председатель ветеранской организации Добровольский И.Л. на совете прочитал письмо от Главкома ВВС, в котором просили решить, нужен ли православный храм в Заре, много ли верующих? Несколько человек одобрительно ответили на вопрос. Тогда Добровольский И.Л. предложил мне остаться с Садовниковым Е.А. и написать ответ Главкому ВВС с просьбой изыскать место и построить храм в Заре. Собрала много подписей, т.к. у меня были списки членов организации с телефонами. Письмо с подписью и ходатайством председателя Совета ветеранов поселка Заря Добровольского И.Л. отвезли Главкому ВВС. Начали обсуждать, где построить храм. По этому поводу было собрание в офицерском клубе на Ж-1. Хотели построить на месте этого клуба. Нашлись люди, которые выступили против, потому что в клубе были детские кружки: танцевальные и другие. Особенно выступала против строительства храма бывший депутат Крылова Н. Ф. Она писала письма в разные организации и добилась своего. Люди были возмущены и недовольны. Вскоре решили построить храм на том месте, где он сейчас стоит. До этого там была площадка для выгула собак. Из соседского дома тоже вели борьбу, чтобы и здесь не было храма. Однажды мне позвонили из Совета и сказали, что нам назначили священника из Патриархии. Он хочет встретиться с верующими и поддерживающими строительство храма в Заре. Я обзвонила всех ветеранов труда. Из 500 человек в дом офицеров пришло на собрание около 60-ти. Отец Виктор выступил и познакомился с нами, попросил у нас помощи. Назначили встречу на месте строительства храма, встречались много раз, обсуждали разные вопросы. Первый спонсор, который выделил деньги на строительство храма, был Брынцалов Игорь Юрьевич, депутат Балашихинского Совета депутатов. Большую помощь в этом оказала помощник депутата Немирова В. В., которая проживает в Заре. Я часто сопровождала отца Виктора в его поездках. Началось строительство храма-часовни. Нашлись у батюшки военные спонсоры. Мы посетили директора художественно-производственного предприятия «Софрино» Пархаева Е.А. с просьбой пожертвовать для часовни предметы церковного обихода и получили большую помощь. В храме-часовне постепенно появилось все необходимое. На службе народу было много, было тесно. В 2000 году началось строительство большого храма Саввы Сторожевского. Главкомом ВВС были выделены деньги на строительство фундамента храма. Также я была на приеме у министра по делам религии с просьбой выделить деньги, затем отвезла письмо Министру финансов Московского правительства Кузнецову А.В. и следила за продвижением письма по телефону несколько месяцев. Об этом докладывала батюшке. И вскоре, наконец, от батюшки затребовали реквизиты на ЦОК, куда перечислили деньги. Я была с батюшкой на приеме в Балашихинской администрации по поводу помощи на строительство храма. Во время строительства активно участвовали во всех делах Вишнякова Валентина, Будушкина Мария, Харламова Валентина, Турчина Мария, Блинова Валентина, Матрона Георгиева, Галеева Светлана, Портнова Светлана, Мальцева Алла, Кудряшова Маргарита, Кобзева Вера, Блинова Валентина и другие. По очереди кормили обедами строителей храма. Были поставлены несколько ящиков на территории Зари для сбора пожертвований, а также палатка по продаже церковных товаров. Работали там Валентина Вишнякова и Мария Будушкина. Это были самые первые помощницы батюшки во всех делах, которые и сейчас продолжают трудиться на благо нашего прихода. Ныне храм построен. Проходят Богослужения. Увеличилось количество прихожан. Приходская жизнь продолжается. Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18), Я с вами до скончания века, говорит Иисус Христос (Мф.28,20)
Фотоновости
Расписание Богослужений в Храме преп. Саввы Сторожевского на апрель 2013 г.
Таинство Елеосвящения.(Соборование)
Выпуск «Приходского листка» подготовили Владимир и Павел Бараш. Дорогие братья и сестры! Просьба не использовать на хоз. нужды.
|