RSS-канал сайта Моя Заря
Моя Заря - сайт микрорайонов Заря и Северный города Балашиха
29 | 03 | 2017
Заря Балашиха Северный Типография, мкр. Заря ул. Гагарина д.5, 8 (965) 430-63-22 Альянс ТУРЫ Заря Агентство недвижимости  Заря
Меню сайта Моя ЗАРЯ
Пользовательское меню
-- О сайте Моя ЗАРЯ --

Присылайте Ваши новости на адрес MyZarya@yandex.ru с пометкой для сайта Моя Заря.

143922, Микрорайон Заря, город Балашиха, Московская область
143930, Микрорайон Северный, город Балашиха, Московская область
 
Создание и поддержка сайта:
Вятских Иван Вячеславович
myzarya@yandex.ru
"Народный проект"
2005
Информация о мкр. Северный:
 

Награда сайта Моя ЗАРЯ на конкурсе Золотая паутина Подмосковья 2007

Диплом сайту Моя Заря от Администрации Балашихи

Благодарственное письмо сайту Моя ЗАРЯ

 
"Моя Заря" в социальных сетях:
Елицы
"В Контакте"
Facebook
Одноклассники
Google+
Twitter
YouTube 1
YouTube 2
YouTube 3
 
Новые комментарии
Новые организации Зари
Популярные материалы:


 
Уважаемые посетители сайта Моя ЗАРЯ!
Сайт микрорайона Заря и микрорайона Северный города Балашиха рад приветствовать Вас!
На сайте собраны информационные материалы, которые помогут Вам ориентироваться в наших микрорайонах.
Если Вы хотите подать объявление о купле или продаже, милости просим на форум, требуется регистрация с указанием правильного адреса электронной почты. Если у Вас возникают проблемы с регистрацией или размещением объявлений, пишите через форму обратной связи, постараюсь помочь.
С уважением, Вятских Иван Вячеславович.
 
История Зари Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Сайт Моя Заря - Сайт мкр. Заря г. Балашиха
10.11.2008 18:35

История посёлка Заря. Фотоматериалы очевидцев.

(Огромное спасибо за помощь в создании mou15, GuGen, Gennadys, ADM, Jurmala )

 

ВНИМАНИЕ! Все авторские права, на опубликованные на сервере фотографии, защищены законами России и международным законодательством. Запрещается любое их использование без письменного разрешения праводержателей.


 Поселок Заря.

Осень 1973 г. Поселок Заря. Одна из двух или трех новеньких машин отделения скорой помощи недавно открытой Поликлиники №8 и её доблестный водитель Гриша - мой первый учитель вождения.
 

Автор - GuGen.

 

Поселок Заря.

 

Поселок Заря. Пол века назад, на Ж-1. Фотографию предоставил Aleksmart.

Эта улица между Советской и Говорова параллельная. Справа книжный магазин.

Автор - Jurmala.

 

У памятника Ленина. Поселок Заря.  Автор - Jurmala.

 

Поселок Заря. Памятник Ленину возле ГДО.

Автор - Jurmala.

 

Лето 1971 г. Спасатель на водах. Поселок Заря. GuGen.

 

Лето 1971 г. Поселок Заря. Спасатель на водах.

Автор - GuGen.

 

 Школа № 29 поселок Заря  Школа № 29 поселок Заря  Школа № 29 поселок Заря  Школа № 29 поселок Заря  

 

Поселок Заря. Школа № 29, фото Автор - Jurmala.

 

Поселок Заря

 

Поселок Заря.

Автор - Jurmala.

 

Поселок Заря, каток Поселок Заря, каток Поселок Заря, каток Поселок Заря, каток

 

Из школьных альбомов неизвестных лет "Лед надежды нашей". Поселок Заря. Автор - mou15.

 

Поселок Заря. Поселок Заря.

 

Поселок Заря. Конкурс рисунка на асфальте. Автор - GuGen.

 

Поселок Заря.

 

Поселок Заря. Вид на строящиеся дома 10 и 12 по ул.Пионерская. Снято весной 1974 г.
Негатив предоставил Jurmala. Автор - GuGen.

 

Поселок Заря.

 

Снова историческое.
Школа №15. Поселок Заря. Ранние 70-е. Автор - GuGen.

 

Поселок Заря.

 

Ещё одна затея дождалась своего часа. Панорама построения учеников школы №15. 1 сентября 1972. Поселок Заря. Автор - GuGen.
 

Поселок Заря.

 

Снято 13 июня 1977 г. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

Поселок Заря.

 

Фотографии конца 50-х, начала 60-х годов. На снимке гарнизонный Дом офицеров (сейчас "Клуб Ж-1"). Снято с нашего балкона. Сейчас вокруг клуба парк и яблоневый сад (правда ужасно запущенные) когда-то посаженные моей бабушкой. Поселок Заря. Автор: ADM.
 

Поселок Заря.

 

На фотографии слева мой отец (снят правда неудачно, сбоку), тогда еще суворовец, а в центре - моя бабушка. Сама фотография, я думаю, в комментариях не нуждается... Поселок Заря.
Автор
: ADM.

 

Поселок Заря.

 

Узнаете? Стол заказов! Поселок Заря. Автор: ADM.

 

Поселок Заря.

 

Иногда таким способом на службу отправлялся начальник особого отдела вышеуказанного корпуса. На снимке мой дедушка. Поселок Заря.  Автор: ADM.

 

Поселок Заря.

 

Вот в таких "финских" домиках изначально проживал командный состав 6-го особого корпуса ПВО. Сейчас на этом месте ул. Советская, гостиница, КБО и остатки яблоневого сада, 50 лет назад посаженного моей бабушкой. На снимке моя бабушка.  Поселок Заря. Автор: ADM.

 

Что было на месте Зари в 1925 году...

Познавательная такая карта...
Похоже, что, например, приблизительно на месте озера находился
исток реки Шаловки, впадающей в реку Купавенку... Прислал Gennadys

 

первая половина 80-х... Поселок Заря. Автор фото - Gennadys

 

Первая половина 80-х...Поселок Заря.
Автор фото - Gennadys

 

Автор фото - Gennadys Поселок Заря.

 

Поселок Заря. Бригантина. Первая половина 80-х... Позже будет спущена на воду пьяными курсантами.
Автор фото - Gennadys

 

Весна 1974 г. - строительство площадки под стадион. GuGen. Заря.

 

Поселок Заря. Весна 1974 г. - строительство площадки под стадион. Автор - GuGen

 

Поселок Заря. Весна 1974 г. - работы по облагораживанию пространства вокруг водоема и площадка под стадион. GuGen. Заря.

 

Поселок Заря. Весна 1974 г. - работы по облагораживанию пространства вокруг водоема и площадка под стадион. Автор - GuGen

 

Справа можно видеть забор, разделявший Ж-1 и Ж-3. GuGen. Заря.

 

Эту фотографию я сам увидел чуть ли не впервые за все прошедшее время, т.к. никогда ее не печатал. Справа можно видеть забор, разделявший Ж-1 и Ж-3. Поверху натянута колючая проволока - все очень серьезно! Немного впереди видна будка - КПП. Поселок Заря.  Автор - GuGen

 

ГДО в процессе отделки. Весна 1974 г. Автор - GuGen. Заря.

 

ГДО в процессе отделки. Весна 1974 г. Автор - GuGen.

 

Между прочим, расскажу пару историй. ГДО построен по типовому проекту дома культуры, в котором правое крыло не предусмотрено. Однако, после того, как кирпичная коробка зрительного зала была доведена до высоты перекрытий, обнаружилось, что при кладке правой глухой стены (ближней к наблюдателю) не была выдержана вертикаль и ее верхняя часть вывернута наружу. У строителей появились вполне резонные опасения, что из-за этого наклона по стене со временем пойдут трещины, она может не выдержать веса перекрытий и обрушиться. Строительство было приостановлено, а для подпора стены в проект была добавлено правое крыло. В результате не только была решена проблема прочности постройки, но ГДО приобрел более индивидуальный вид и в целом смотрится гораздо гармоничнее типового варианта.
Вторая история, как и первая, не основывается на точном знании, но тем не менее... Поскольку, несмотря на типовой проект, постройка должна была стать отнюдь не рядовой, то ее внешний вид должен был быть улучшен за счет отделки. Насколько можно предполагать, планировалось покрыть стены "шубой" из мраморной крошки. Однако военные строители, по-видимому просто не имели понятия - что и как необходимо делать. В результате крошку замешали в раствор и этим составом оштукатурили внешние стены. Ходили слухи, что в результате некоторые ответственные головы если не полетели, то по ним сильно настучали... После некоторого размышления было принято решение переделать как следует хотя бы фасад. Именно эта стадия работ и зафиксирована на снимке. Участки с "правильным" покрытием имеют более светлый оттенок. Поселок Заря.

GuGen.

 

Шестиэтажки на Пионерской. Октябрь 1977 г. Автор - GuGen.

 

Шестиэтажки на Пионерской. Поселок Заря. Октябрь 1977 г. Автор - GuGen.

 

Строительство шестиэтажек на Пионерской. Апрель 1975 г. Автор - GuGen.

 

Строительство шестиэтажек на Пионерской. Поселок Заря. Апрель 1975 г. Автор - GuGen.

 

Это вид из окна на детский городок (может быть кто помнит "Жителям поселка Заря от солдат гарнизона") с Молодежной д. 1 год 1981 (приблизительно) Автор - mou15.

Это вид из окна на детский городок (может быть кто помнит "Жителям поселка Заря от солдат гарнизона") с Молодежной д. 1 год 1981 (приблизительно) Поселок Заря. Автор - mou15.

Этой дорожки больше нет. Территорию прирезали к котельной и теперь там кажется емкости с резервным мазутом. Апрель 1975 г. Автор - GuGen.

 

Этой дорожки больше нет. Территорию прирезали к котельной и теперь там кажется емкости с резервным мазутом. Апрель 1975 г. Поселок Заря.   Автор - GuGen.

 

Детский сад. Снято с Пионерской д. 8.  Автор - GuGen. Заря.

 

Детский сад. Снято с Пионерской д. 8.
Плакат на стене призывает: "16 (июня) ДЕНЬ ВЫБОРОВ в Верховный Совет СССР. Все на выборы!". Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

Магазин Промтовары  29, начало 1975 г. До открытия "стеклянного" торгового центра в этом здании располагался продовольственный магазин. Автор - GuGen. Заря.

 

Магазин Промтовары № 29, начало 1975 г. До открытия "стеклянного" торгового центра в этом здании располагался продовольственный магазин. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

Березы примерно между домами по Пионерской, 8 и 10. Заря

 

Березы примерно между домами по Пионерской, 8 и 10. В просвете виден корпус детского сада (Пионерская,1). В правой части фотографии виден край ямы, которую за год до этого копал вместе с приятелями. План строительства "партизанской землянки" не удался. Партизаны быстро выдохлись, а жители соседних домов еще быстрее обнаружили замечательную яму для мусора.  Поселок Заря.  Лето 1971 г. Автор - GuGen.

Начальный этап строительства дома № 9 по ул.Ленина, апрель 1975 г. Заря.

 

Начальный этап строительства дома № 9 по ул. Ленина, апрель 1975 г. В правой части снимка виден мостовой кран примерно на том месте, где сейчас здание милиции. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

Вид на дом №177 (Пионерская, 5). Весна 1974 г. Заря.

 

Вид на дом №177 (Пионерская, 5). Весна 1974 г.
Обращаю внимание, что строительство ГДО еще не закончилось, его "зады" (видны между домами) окружены деревянным забором. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

В качестве эксперимента на скорую руку сочинил панораму водоема и прилегающей местности.

Весна 1974. Поселок Заря. GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Фотография "центра" сделана 13 июня 1977 г. Изменений, за исключением деревьев, почти никаких, но из-за правого края снимка выглядывает автобус. Он стоит рядом с автобусной остановкой, которая в то время там находилась. Еще одна деталь - еще не установлен памятник Ленину (тот, который теперь у "почты и телеграфа"). Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Фотография сделана осенью 1971 г. в начале будущей ул. Московской. На ней слева можно разглядеть край кирпичной автобусной будки. За спинами солдат - забор, отделявший Ж-3 от Ж-1. За забором и деревянной постройкой в правой части видна крыша здания, в которой сейчас расположилось отделение милиции. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Начало 1975 года. Вид на ГДО. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Вид на новые (тогда) дома по ул.Пионерская. Д.8 в процессе строительства (осень 1974 г.). Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Начало 1975 года. Вид на улицу Ленина. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Начало 1975 года. Вид на Торговый Центр. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Январь 1978 г. На заднем плане - д.9 по ул.Ленина. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

Школа № 15 1974 год. Автор - GuGen. Заря.

 

Школа № 15 1974 год. Снято с Пионерской д. 8. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Улица Московская. Поселок Заря. Автор - GuGen.

 

История поселка Заря. Автор фото - GuGen.

 

Улица Пионерская. Поселок Заря. Сентябрь 1971 года. Автор - GuGen.

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ! Все авторские права, на опубликованные на сервере фотографии, защищены законами России и международным законодательством. Запрещается любое их использование без письменного разрешения праводержателей.

 

 

Выдержки из Форума на тему истории поселка ЗАРЯ:

Лесник
сообщение | Сообщение #174 |
Иконка группы
Поздно нашел данный сайт, к сожалению.

Все наверное помнят нашего преподавателя по труду и автоделу Назарова Василия Евгеньевича - Фаню ( ныне покойного). Так вот он проживал в Федурново, я неоднократно бывал в гостях у него и его жены , преподавательницы русского и литературы в Колоссе шк. №18. На мой вопрос о происхождении названия, был даден, очень простой ответ: мол данные государевы земли были подарком Ф.Е. Дурново своему зятю в день чего то, на этом месте воздвигнута часовня ( развалины которой можно и сейчас найти, если идти от платформы "Черное" в сторону Шанхая ( условное название во время и после ВОВ из-за большого количества беженцев, лагерников и уже позже пленных). Дорога на Владимирку проходила от Пестово посреди Федурново через поле, вдоль р.Черная, ныне пожарку, ну и как теперь в Безменково.
После ЦОКа слева был п/л "Дружба" ( Юра тебе стыдно его забыть, дом№180 славился своей футбольной командой), напротив был жилой городок НИИРТ.
На территории бывшего Ж-1 и прилегающей территории действительно не было высокого леса, что и послужило мотивом выбора места для позиции КП 6 К ПВО страны.
И вообще спрашивайте, попал на сайт и сразу, такие воспоминания нахлынули, но до 1981 года - в военное училище, а там по стране и вот только недавно опять на свою малую Родину.
Лесник
 | Сообщение #176 |
Иконка группы

Цитата(Egor @ 2009-01-12 03:37:04) *
Лесник,а почему Зарю Зарёй прозвали?
А то тут куча версий,и никто не знает которая верна.

Пожалуйста.
Начну из далека. Дело было утром...
Как Вы знаете городок раньше делился на два Ж-1 и Ж-3.Граница проходила приблизительно от нынешней платформы до почты( раньше были гаражи). Лесных КПП не было или были но использовались исключительно военными строителями.
Соответственно проезды от ЦКП ( ранее ЦОК) были разные на Ж-1 приблизительно там где сейчас рынок "Богатырь" и сквозного проезда на Ж-3 не было. Были два КПП (№3 - возле нынешней милиции и №4 возле Радара) исключительно пешеходные. На Ж-3 можно было проехать исключительно через КПП №6 ( возле платформы). Возможно в нумерации КПП неточность, но не это важно. Так вот Вы все помните исключительно прямую дорогу от платформы "Черное" к городку, которая упиралась непосредственно в КПП и Бюро пропусков, потом повернув налево через ворота в городок дорога опять поворачивала направо ( ныне Московская) в перспективе которой находилось что? Правильно дачи ГЛАВКОМА и его замов. Теперь поехали от переезда "Черное" по этим дорогам на восток, навстречу чему, правильно "ЗАРЕ", вот кто то и подсказал П.Ф.Батицкому эту мысль: мол такой городок строится а называется "Черное", и взглянув в сторону своей дачи и увидев встающее солнце родилось название городка-"Заря" и тут же на Бюро пропусков появилась надпись "ЗАРЯ". И я удивлен, что это не знает Юрмала.
Кстати на одной из этих дач, а именно в д. №22 по Московской в свое время проживал маршал авиации Покрышкин А.Но о нем и его собаке позже.
    На месте Зари (включая Ж-1), вплоть до войны был сосновый лес, который окрестные жители называли "Казенным" и ходили в него по ягоды-грибы. Ходили вплоть до Бисерово. Примерно вдоль д.18 по Советской протекал ручей, который уходил в известную трубу под железной дорогой. На другой стороне, где теперь яма за Носовихой, был выкопанный жителями Черного пруд, где плавали гуси-утки, а дальше ручей уходил в сторону леса. Где у этого ручья был исток, уточнить не удалось.
    Утверждали, что лагеря на месте Зари не было. Он был на МАРЗе. На МАРЗе же до войны был "Аэроклуб", и там в те времена устраивали красочные воздушные праздники. Во время войны на базе аэроклуба развернули авиаремонтные мастерские, впоследствии преобразованные в полноценный ремонтный завод, который вплоть до 60-70-х старожилы называли Авиарембазой или просто Рембазой.
Ж-1 действительно строили "авиарембазные" зеки, которых гоняли прямо через поле. Они же валили лес. Пленные немцы, как утверждают, в строительстве не участвовали.
Железную дорогу жители окрестных деревень еще в 30-40-е называли "чугунка" и по ней в те времена, естественно, ходили паровозы.
Дорога от Черного до Безменково существует издавна, хотя, как утверждали, была попрямее (возможно, путают с дорогой, которая идет от Федурново по-за рекой через пожарку, она действительно прямая). В Безменково-Новую к родственникам в гости ходили пешком!
Ни о каких церквях в районе Черного-Федурново и окрестностей никто из расказчиков (а им по 80 лет) никогда, в том числе от своих родителей и дедов-бабок никогда не слышал. Ближайшая церковь была в Савино.
Напоследок стоит сказать, что в пересказе воспоминаний старожилов пропустил одну, как оказывается, важную деталь - о том, что "Федурново всегда было главным". В совокупности с найденными  сведениями вырисовывается, что Федурново - поселение старое (существует, как минимум, с конца 17 века и, наверное, можно еще лет 200 прибавить), стоявшее на Носовихинской дороге и бывшее селом (название-то среднего рода) с церковью, причем "столичным" - центром Почернева стана.

 


 

Выдержки из книги "Заря победы нашей".

 

 

Поселок Заря 

       

История посёлка Заря. Автор фото - GuGen.В начале 50-х годов прошлого века, в разгар «холодной войны», Правительство СССР приняло решение возвести вокруг Москвы ракетный пояс. Строительные «почтовые ящики» получили приказ начать строительство секретных сооружений возле столицы.

От Москвы до платформы Черное ходили еще паровозы, когда в 1953 году сюда, в «хозяйство Тимофеева», прибыл молодой лейтенант Г.С. Есоян. Зари, как таковой, еще в помине не было, кругом - черный лес. Жилье для ракетчиков и обслуживающего состава возводившейся системы ПВО в 1953-1954 годах сначала решили строить в Новогиреево.

(Курировал все объекты главнокомандующий ПВО маршал С.С. Бирюзов. Ветераны вспоминают: отчаянный был человек. Вылетев в командировку в Югославию, получил сообщение, что аэродром не принимает по погодным условиям. Генерал настоял на полете. И погиб.) Но командованию идея не пришлась по душе. Целесообразнее было строить городок со всем необходимым непосредственно вблизи военных объектов. Возле Черного планировалось заложить шесть жилых домов и две виллы для начальства. От вилл быстро отказались, выставив причиной необходимость вырубки большого количества вековых деревьев. Взамен коттеджей построили два 12-квартирных дома.

Одновременно с жилыми домами строилась и котельная. Ведь без тепла, водопровода и канализации любое здание всего лишь коробка. Когда в лесу вырос небольшой поселок, его, как положено было в то время, обозначили буквенным кодом - Ж-1. Генрик Семенович вспоминает, что вслед за отказом от строительства вилл приказано было рубить лес, «мешающий» обзору локаторов, «выросших» в глухом лесу в 1955 году. Из Внукова, Долгопрудного, Ленино прислали четыре роты стройбатовцев, и они не покладая рук валили ели и березы со стволами в три обхвата. После того как территория была очищена, построили еще три жилых дома. А начальник КЭО Г.С. Есоян однозначно заявил, что «тепла от своей котельной не даст», поскольку она маломощная. Тогда первоначальный план переиграли: сначала построили котельную, затем жилые дома. Вот с этого поселочка и начинается неофициальная история Зари.

История посёлка Заря. Автор фото - GuGen.С 1955 года объект Ж-1 возводила организация УНР-607 (Управление начальника работ) Главспецстроя. Военные строители начали с двухэтажных кирпичных домиков, затем строили 36-квартирные трехэтажные, затем - все выше и выше и населеннее. Городок рос, прибывали офицеры для службы на секретных объектах, привозили семьи. Старожилы по привычке называют свой район Ж-1, а новоселы - улицей Московской. После того как рухнула Берлинская стена и советские войска вывели из Германии, на Зарю привезли два немецких модуля. И их собирали и устанавливали специалисты УНРа.

Понятно, что городок вырос при сверхсекретных объектах, для обслуживания которых и были нужны различного рода профессионалы-военные.

В начале 50-х годов секретные объекты строились руками заключенных, среди которых были политические и уголовники (вспомним, что голодных подростков за кражу нескольких колосков с колхозного поля приговаривали к годам заключения в лагерях). Были и настоящие бандиты-рецидивисты. Инспектировать работу «своего» контингента на ЦОКе и «питомнике» приезжал лично нарком госбезопасности Л. П. Берия.

Ветеран Главспецстроя и старожил Зари Н.И. Макаревич хорошо помнит отталкивающее впечатление, произведенное на нее жестоким Лаврентием Павловичем. Надежда Ильинична, тогда еще девчонка-нормировщица, равно со всеми получила приказ сидеть в своем вагончике, выключив свет и задернув занавески. Конечно, край занавесочки отодвинули и второе лицо в тогдашнем правительстве хорошо рассмотрели. «Страшный, как черт».

В офицерских семьях подрастали дети, им надо было учиться, папам и мамам где-то проводить свободное время, покупать продукты. В мае 1962 года главнокомандующий Войсками ПВО маршал авиации В.А. Судец подписал приказ «О назначении комиссии по рассмотрению вопроса строительства жилого городка объекта 190-Б». Комиссия рассмотрела вопрос в свете повышенных требований к боевой готовности всех сил и средств ПВО к немедленным действиям и приняла решение - начать строительство жилого городка (Ж-3) на базе существующего военного городка (Ж-1) 6-го корпуса 1-й армии ПВО Московского округа ПВО.

 

Строительство жилых домов и объектов жизнеобеспечения осуществляло УНР-607. Одним из первых в 1961 году был построен дом № 1/7 по нынешней улице Ленина, а улица Московская положила начало массовому строительству жилья в 1962 году.

 

История посёлка Заря. Автор фото - GuGen.За несколько лет было построено 73 жилых дома. Отопление первого микрорайона осуществлялось котельной, ныне расположенной в районе площади Ветеранов. По мере роста поселка были введены еще две котельные. Одна, на территории поселка, в 1967 году, а вторая, более мощная, - за пределами Зари, в 1993 году. Строители Главспецстроя со своей задачей справились отлично. В целях улучшения обеспечения жителей поселка медицинским, торговым обслуживанием и услугами связи за короткое время у живописного озера в лесу появились: в 1965 году - поликлиника № 8, в 1972 году - торговый центр, в 1981 году - почта и телеграф, в здании которого были размещены также филиал Сбербанка, переговорный пункт и радиоузел. Первый детский сад построен в 1963 году (сейчас здесь общежитие). В 1971 и 1988 годах построены два типовых здания для ДОУ № 9 и № 62. В 1974 году построен и сдан в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания.

 

В 1965 году введена в строй первая средняя школа (в настоящее время в здании размещены домоуправление и музыкальная школа). В 1972 году приняла первых учащихся средняя школа № 15. Гордость поселка - одна из лучших в Балашихинском районе гимназия № 2. В здании со всеми удобствами, построенном по современному проекту в 1994 году, дети получили возможность для всестороннего развития талантов и способностей, а педагоги - для традиционных и инновационных методов обучения.

 

В 1972 году открылся Дом офицеров, а в апреле 1978 года центр поселка украсил великолепный и уникальный в своем роде Музей Войск ПВО.

 

История посёлка Заря. Автор фото - GuGen.В 1979 году построено и сдано в эксплуатацию здание для размещения 6-го управления УВД и поселкового отделения милиции. Число жителей Зари в настоящее время составляет более 15 тысяч человек. Продолжается строительство домов с улучшенной планировкой.

 

Долгое время, пожалуй, до начала так называемой перестройки, Заря не только считалась, но и была почти образцом коммунистическом «завтра». Огражденный высокой бетонной стеной, городок поражал гостей чистотой и ухоженностью, воздухом, напоенным сосновым ароматом, ручными белками и богатым по тем временам выбором товаров и продуктов в военторговском магазине. Женщины из Балашихи и Железнодорожного белой завистью завидовали женам военнослужащих и всеми правдами и неправдами, через подруг и знакомых, стремились получить пропуск в другую жизнь, поселок, казавшийся им Эльдорадо на фоне пустых прилавков родных городов.

 

 
 

ПЛАТФОРМА «ЗАРЯ»

 

Станция ЗаряБольшим неудобством для жителей поселка Зари было отсутствие вблизи остановочного пункта электропоездов. Автобус, следующий от платформы Черное, постоянно был переполнен, и сесть в него не всегда представлялось возможным. Совет ветеранов поселка неоднократно обращался с просьбами о строительстве платформы Заря к Главному командованию Войск ПВО и руководству Московской железной дороги, но положительного решения по данному вопросу долго не было.

Только в 1988 году дело наконец-то сдвинулось с места: ходатайство перед Московской железной дорогой о строительстве остановочного пункта для пригородных электропоездов у поселка Заря (его текст по указанию члена Военного совета Войск ПВО В.А. Силакова был подготовлен В.В. Зеленовым) дало положительный результат.

13 мая 1988 года заместитель начальника Московской железной дороги согласовал строительство остановочного пункта при условии, что разработка проекта и его строительство будут осуществляться за счет средств Войск ПВО. Проработка вопросов Инженерным управлением Войск ПВО со службами Московской железной дороги показала, что проектирование и строительство остановочного пункта должно выполняться организациями Министерства путей сообщения в период с 1989 по 1991 год. Ориентировочная стоимость строительства объекта с подъездными дорогами и инженерными сооружениями (подземный переход и другое) составила 350 тысяч рублей.

Платформа Заря12 июля 1989 года результаты проработки будущего строительного объекта были доложены генерал-майором А. Соломатиным главнокомандующему Войсками ПВО И. Третьяку, но тот окончательного решения по строительству не принял в связи с отсутствием денежных средств и неопределенностью со строительной организацией. Повторно А. Соломатин обратился к главнокомандующему Войсками ПВО от имени совета ветеранов и всех жителей поселка 30 августа 1989 года, и генерал армии И. Третьяк, после всесторонней проработки вопроса, принял решение о строительстве платформы за счет средств Войск ПВО.

Работа по подготовке всех документов, отводу земельного участка, согласованию строительства с санитарной службой и решению других сопутствующих задач в Инженерном управлении была поручена Д.А. Лычко, который прилагал все силы, чтобы строительство платформы было начато и закончено в установленные сроки. В октябре-ноябре 1989 года совместно с представителями Московской железной дороги было определено место под строительство, получены согласие санитарно-экологической службы и технические условия на подключение к инженерным сетям. А в декабре была определена проектная организация (Мосдоржилпроект) и подготовлено задание на проектирование.

В 1990 году была разработана и утверждена проектно-сметная документация, а сами работы включены в титул капитального строительства на 1991 год с окончанием в четвертом квартале.

Но так уж случилось, что препятствия для строительства возникли там, где их никто не ожидал. Черновской сельский Совет народных депутатов решил отказать в согласовании остановочного пункта у поселка Заря из-за опасения, что после его ввода в строй сократится количество остановок электропоездов на платформе Черное. Потребовались усилия многих должностных лиц и органов власти, чтобы разрешить возникшую проблему.

Проведенное 1 февраля 1990 года совещание при главном инженере Московско-Курского отделения железной дороги, в работе которого приняли участие генералы Н.Н. Брянцев и И.Л. Добровольский, протоколом подтвердило необходимость строительства платформы Заря и дало гарантию, что ввод в эксплуатацию нового остановочного пункта не повлечет за собой сокращение количества остановок на платформе Черное.

Учитывая вышеизложенное, начальник Главного штаба генерал-полковник авиации И.М. Мальцев обратился к председателю исполкома Балашихинского городского Совета народных депутатов, а депутатская группа поселка - в Черновской сельский Совет с просьбой решить вопрос строительства платформы Заря положительно. И тем не менее сессия Черновского сельского Совета 10 мая 1990 года подтвердила свое предыдущее решение, хотя представители поселка И.Н. Богомолов и Е.А. Садовников убедительно доказали депутатам сельсовета необоснованность их опасений. В свою очередь и Балашихинский горсовет поддержал решение Черновского сельсовета и тоже отказал в строительстве платформы Заря, игнорируя при этом обращение начальника Главного штаба Войск ПВО.

Работы по строительству замедлились, а 7 февраля 1992 года Московская железная дорога официально проинформировала председателя Балашихинского горсовета о приостановлении строительства платформы до принятия по этому вопросу положительного решения. Но так как обстановка в стране в это время была крайне нестабильной, возникала ситуация, когда промедление приводило к полному срыву важнейшего мероприятия. В связи с этим необходимо было в кратчайшие сроки добиться от местных властей положительного решения по данному вопросу и тем самым спасти ситуацию. Действиями ветеранов и офицеров-депутатов эта задача была решена.

Инициативная группа провела опрос населения, в результате которого было установлено, что ежедневно более трех тысяч жителей поселка Заря пользуются электропоездами. Учитывая эти результаты, депутатская группа поселка Заря направила письмо в Московский областной Совет (народных депутатов, в котором были приведены убедительные аргументы в пользу строительства платформы. В сборе и обобщении информации, подготовке документов участвовали И.Н. Богомолов, Я.И. Ляшук, С.Г. Рак, Е.А. Садовников. Быстрого включения обращения депутатов; в повестку дня сессии добился С.Г. Рак.

Вопрос строительства железнодорожной платформы у поселка Заря был рассмотрен областным Советом 17 июня 1992 года. Интересы жителей поселка на сессии отстаивал депутат горсовета Я.И. Ляшук. Областной Совет отменил решение Балашихинского горсовета о запрете и поручил главам администраций Московской области и Балашихинского района в двухнедельный срок согласовать строительство платформы с Московско-Курским отделением железной дороги и оказать ему необходимую помощь.

23 июня 1992 года Балашихинский горсовет принял решение о продолжении строительства, о чем он и проинформировал заинтересованные стороны, в том числе Московскую железную дорогу. Информация о принятом Московским облсоветом решении и просьба возобновить работы по строительству Инженерным управлением Войск ПВО 26 июня была направлена главному инженеру железной дороги. Преграды были устранены.

Станция ЗаряРаботы по строительству платформы Заря были начаты Московской железной дорогой в 1993 году и проводились в условиях жестокой инфляции и недофинансирования Войск ПВО. Вследствие этого строительство продолжалось до 1995 года, а в ходе его были изменены некоторые элементы проекта, в частности, исключен из него подземный переход. А первоначально построенный наземный переход через железную дорогу впоследствии расширялся за счет средств администрации рынка «Митрич», которую возглавляет нынешний депутат Балашихинского районного Совета депутатов Д.М. Манышин.

Но, несмотря на возникшие проблемы, главный вопрос был решен - 1 апреля 1995 года платформа «Заря» была открыта.

 

«ОЖИДАНИЕМ СВОИМ ТЫ СПАСЛА МЕНЯ»

 

Скульптура "Ожидание" в поселке ЗаряГладко причесанная, в легком платьице, летом и зимой, днем и ночью стоит на центральной площади поселка Заря офицерская жена, одной рукой удерживая маленькую дочку, другой - обнимая мальчика постарше. Вечная как мир и нестареющая тема - жена ждет мужа. Скульптура так и называется - «Ожидание».

На эту площадь приходили автобусы, увозившие мужей на дежурство, сюда же возвращались после смены. Сюда, переделав все домашние дела, выходили погожим вечером молоденькие новобрачные и жены со стажем, сменившие вместе с мужьями не один гарнизон и не одну казенную квартиру. Кто знает, о чем они думали и вспоминали в ожидании отцов своих детей: морозы Заполярья или песчаные бури под Кушкой, несостоявшуюся карьеру, съемные углы и комнаты, зачастую без элементарных удобств! Юных девчонок и немолодых уже женщин объединяло и выгоняло на площадь желание первой встретить и обнять мужа, убедиться, что жив-здоров и на работе все в порядке.

Когда работа над бюстом маршала П.Ф. Батицкого подходила к концу, предложение увековечить образ жены военного высказал начальник Главного Павел Федорович Батицкийштаба ВВС генерал-полковник Чельцов. Единодушие было полное: участники инициативной группы удивились сами себе: почему замечательная идея никому не пришла в голову раньше?

Еще не бронзу, но железо (в смысле воплощения намерения в жизнь) мужчины ковали быстро. Связи со скульпторами установились прочные. Понимание и интерес со стороны художников, в свою очередь, были полные. Профессионалы сошлись на том, что ни в России, ни в Европе нет подобного памятника.

Об азарте и желании ваятелей получить заказ свидетельствует количество представленных на конкурс эскизов. Инициативная группа, тщательно обсудив все варианты, остановилась на проекте заслуженного художника России Андрея Балашова. «Ожидание» отлили в бронзе и поставили на лужайке под вечнозелеными елями. «Новоселы» Зари предстали перед заинтересованными лицами жарким днем 28 августа 2003 года в присутствии губернатора Подмосковья Б.В. Громова и безоговорочно были приняты всем населением городка.

Следует сказать, что средства на скульптуру собирали всем миром. Помог Борис Всеволодович, деньги перечисляли и юридические, и физические лица. В бронзовые фигуры вложены солидные суммы бизнесменов и рубли из офицерских зарплат и ветеранских пенсий.

У ног скульптуры жены и матери, невзирая на время года, играют и бегают дети, Скульптура "Ожидание" в поселке Заряостанавливаются поболтать подруги и приятельницы, а молодожены приносят сюда цветы.

Наша милая путеводительница по поселку, офицерская жена Анастасия Кутаева, констатирует: женщина с площади близка по духу и образу многим, она стала родной и близкой сотням своих ровесниц из подмосковного военного городка.

Помните, в фильме «Офицеры» в ответ на немое восхищение Ивана Вараввы количеством боевых орденов и медалей герой Г. Юматова, указывая на Любашу, отвечает: «Половина - ее».

По человеческим законам не принято отмечать наградами за службу верных и преданных жен и подруг военнослужащих. Но этими же законами благодарным мужьям не возбраняется воздвигнуть памятник одной-единственной, а в ее лице - всем тем, кто любит и ждет.

Н. ПОЛЯКОВА

ВНИМАНИЕ! Все авторские права на опубликованные на сервере фотографии защищены законами России и международным законодательством. Запрещается любое их использование без письменного разрешения праводержателей.

 

Комментарии   

 
0 #20 Guest 16.06.2014 14:53
Жаль,что до перестройки не удалось побывать в пгт. "Заря". Было бы что вспомнить....
Цитировать
 
 
+1 #19 Guest 13.10.2013 11:44
Доброго всем утро! Расскажите пожалуйста о образовании улицы Гагарина, почему ее так назвали и когда она была построена? Эти сведения мне очень нужны для сочинения на конкурс.Заранее огромное спасибо.
Цитировать
 
 
0 #18 mixeili 06.01.2013 16:26
vaentorge rabotala bugalterom lena volkovo esli znaite kto nibud skagite paganusto
Цитировать
 
 
0 #17 Павел. 19.09.2012 03:07
Помню, и по усам текло. И в рот попало). Корабль вообще при мне строили.
Цитировать
 
 
+1 #16 Питер 16.09.2012 10:37
Да, как городок открыли очень грязно стало. :sad:
Цитировать
 
 
+2 #15 Питер 15.09.2012 23:59
Я жил на "Заре" в 80-х годах, на Пионерской 8. в 3-м подъезде.
Есть у меня киноплёнки 1980-х годов в "Заре".
Могу поделиться, если интересно.
Цитировать
 
 
0 #14 Сергей Ляшко 06.06.2012 16:48
Помню Зарю с 1970 года.(Выпуск-19 80).Часто бываю там у родителей.Всё испоганили к сожалению!..
Цитировать
 
 
-1 #13 Клим 19.02.2012 04:19
Уважаемые посетители сайта,очевидцы тех далёких прекрасных лет.Если у вас есть фото,видео и воспоминания о Заре,то не стесняйтесь делитесь ими с нами на нашем форуме.Будем Вам очень благодарны!
Цитировать
 
 
0 #12 Альфис 13.12.2011 14:20
очень интересно было вспомнить свои солдатские годы))) 1.5 года отдал поселку Заря!!!
Цитировать
 
 
0 #11 Галина 07.07.2011 13:31
По наследству от деда генерал-полковн ика Окунева В.В. мне досталась дача в ДПК "Заря". Все свое детство и юность провела там все каникулы. Сейчас там проживает на лето моя семья дочь и муж. Большое спосибо моему деду. Только бы не было фармацевтическо го завода.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Храм преподобного Саввы Сторожевского
BALASHIHA.RU
Ресурсы сайта Моя ЗАРЯ
Последние новости Зари

 
Новые статьи