RSS-канал сайта Моя Заря
Моя Заря - сайт микрорайонов Заря и Северный города Балашиха
14 | 11 | 2018
Заря Балашиха Северный
Храм преподобного Саввы Сторожевского
Меню сайта Моя ЗАРЯ
Пользовательское меню
-- О сайте Моя ЗАРЯ --

Присылайте Ваши новости на адрес MyZarya@yandex.ru с пометкой для сайта Моя Заря.

143922, Микрорайон Заря, город Балашиха, Московская область
143930, Микрорайон Северный, город Балашиха, Московская область

Создание и поддержка сайта:
Вятских Иван Вячеславович
myzarya@yandex.ru
"Народный проект"
2005
Информация о мкр. Северный:
 

Награда сайта Моя ЗАРЯ на конкурсе Золотая паутина Подмосковья 2007

Диплом сайту Моя Заря от Администрации Балашихи

Благодарственное письмо сайту Моя ЗАРЯ

Рейтинг@Mail.ru

"Моя Заря" в социальных сетях:
"В Контакте"
Facebook
Одноклассники
Google+
Twitter
YouTube 1
YouTube 2
YouTube 3

QR-code MYZARYA.RU

 
Новые комментарии
Популярные материалы:


 
Уважаемые посетители сайта Моя ЗАРЯ!
Сайт микрорайона Заря и микрорайона Северный города Балашиха рад приветствовать Вас!
На сайте собраны информационные материалы, которые помогут Вам ориентироваться в наших микрорайонах.
Если Вы хотите подать объявление о купле или продаже, милости просим на форум, требуется регистрация с указанием правильного адреса электронной почты. Если у Вас возникают проблемы с регистрацией или размещением объявлений, пишите через форму обратной связи, постараюсь помочь.
С уважением, Вятских Иван Вячеславович.
 Цветочная лавка "РОМАШКА" 8 (495) 011-29-55 анализы экспертного уровня CMD
Евгений Яковлевич Савицкий. Они сражались за Родину. Печать E-mail
История - История мкр. Заря г. Балашиха
07.02.2010 14:52

Евгений Яковлевич Савицкий

Фрагмент из книги "Заря Победы нашей"

Саввицкий Евгений ЯковлевичЕвгений Яковлевич Савицкий относится к плеяде талантливых советских летчиков времен Великой Отечественной войны. При этом всю войну он прошел, находясь на высоких командных должностях. Ему можно было и не участвовать в боях. Но он предпочитал лично вести в бой своих летчиков, подавая им пример героизма и мужества. Все эти качества принесли Савицкому славу не только боевого пилота, но и великолепного организатора, что он и доказал после войны. Именно Савицкий на посту заместителя главнокомандующего Войсками ПВО многое сделал для того, чтобы поселок Заря стал не просто военным городком, но и удобным местом проживания для тех, кто служил в Главном штабе ПВО.

Родился Е.Я. Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В.1922 году от холеры умирает отец, и Евгений становится, по сути, беспризорником. Потом были детский дом, школа ФЗУ, после окончания которой Е. Савицкий работал шофером. Увлекался боксом. Наверное, это увлечение и определило черты характера будущего маршала - твердость и уверенность в себе.

В Новороссийске, как и в любом портовом городе, был морской клуб, где отдыхали и развлекались моряки иностранных судов. С ними частенько встречался, пока на ринге, а не в небе, будущий маршал. «Однажды (мне шел уже семнадцатый год) выставили меня против какого-то негра, - пишет он в своих воспоминаниях. - Противник мне достался серьезный. Во-первых, килограммов на десять-двенадцать тяжелее; во-вторых, старше меня и явно опытнее. Словом, не моя весовая категория. Когда негр швырнул себя в очередном сокрушительном свинге справа, я вместо отхода назад сделал уклон вправо и нанес встречный удар. Мой левый прямой прошел, и перчатка пришлась точно в подбородок противника. Негр сел на брезент, а затем начал медленно валиться на спину... После этого боя тренер стал проявлять ко мне интерес, и на занятия в секции я ходил уже регулярно».

 

Занятия боксом помогали в жизни. Так, в конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ Евгений Савицкий участвовал бою с вооруженной бандой. Именно тогда на юношу обратили внимание комсомольские вожаки и направили его в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он окончил в 1932 году. В течение двух лет он служил в родном училище летчиком-инструктором, а потом был назначен командиром авиационного отряда в Киеве. Затем был Дальний Восток, а перед началом Великой Отечественной войны Савицкий был уже командиром 31-й истребительной авиационной дивизии, которая стояла на самой границе с Китаем. Ему тогда было всего 30 лет.

Когда началась война, Е.Я. Савицкий не смог спокойно наблюдать, как его боевые товарищи мужественно сражаются с немцами, в то время как он сам вынужден охранять небо Дальнего Востока. Савицкий рвется на фронт. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности – дело наживное, такая война скоро не кончится», - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

Савицкий Евгений Яковлевич на фронтеПервый раз на фронт Савицкому удалось вырваться на стажировку в ноябре 1941 года. Как командир звена он принял участие в полетах на новых тогда истребителях ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил немецкий «мессер», но и сам чуть не погиб - его спасла бронеспинка самолета. Вскоре его ожидало еще более ответственное задание. Под самый Новый год его неожиданно вызвал к себе командующий Западным фронтом Г.К. Жуков. Майор Савицкий получил приказ уничтожить здание, в котором располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, он успешно справился с этим заданием, получив за мужество свою первую боевую награду - орден Красного Знамени.

После этого Савицкий на полгода вновь выпадает из боевой практики. Его назначили командующим ВВС 25-й армии на Дальнем Востоке. И лишь в мае 1942 года очередной его рапорт о переводе на фронт командование удовлетворило. Он был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.

Несмотря на высокую должность и звание (а в 1942 году Е.Я. Савицкий был уже полковником), он постоянно принимал личное участие в воздушных боях, причем воевал исключительно на отечественных ЯКах став горячим поклонником этих самолетов, в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки. Особенно он отличился в боях под Харьковом и Сталинградом, где проявил себя зрелым и грамотным командиром. Однажды после барражирования территории противника Савицкий уже собирался вести шестерку ЯКов на аэродром (горючего в баках оставалось совсем немного), как вдруг с запада показалась большая группа «юнкерсов», идущих под прикрытием Me-109. Савицкий принял решение немедленно атаковать и в том бою лично сбил один «юнкере».

Слава о Савицком распространялась достаточно быстро. А вскоре пришло и очередное повышение в должности. В начале 1943 года он был назначен командиром формирующегося 3-го истребительного авиационного корпуса. Первые свои бои летчики корпуса Савицкого провели 20 апреля на Кубани в составе 4-й воздушной армии, сбив только за день 47 самолетов противника. Один из них был на счету Е.Я. Савицкого.

Но удачи и разочарования ходят рядом. Через неделю уже его Як-1 был сбит очередью с Ю-87 прямо над Черным морем, неподалеку от его родного Новороссийска. Тот бой вначале был успешным для Савицкого. «Вдавив гашетку, я видел, как загорелся один бомбардировщик, вслед за ним тут же задымил второй, - вспоминал позднее Евгений Яковлевич. - Выходя из атаки, я краем глаза заметил в боевом развороте два Яка: разделавшись с «мессерами», ребята спешили на выручку. Колонна «юнкерсов», разваливаясь на глазах, теряла строй». Но и его подбили. Ему тогда очень повезло - рядом были советские катера, которые и спасли молодого военачальника.

«Стоя на берегу моря возле села Кабардинки с двенадцатикратным биноклем, который взял у морских пехотинцев, я рассматривал Новороссийск и его окрестности, - вспоминал Савицкий. - Знакомые места! Да еще как знакомые-то... Вот уж и впрямь угораздило свалиться с неба на землю именно там, где родился и вырос, где провел свое детство, свою юность и где когда-то получил путевку в большую жизнь... Оказывается, не только в кино да романах судьба такие коленца выкидывает!»

После освобождения Кубани корпус Савицкого, входивший уже в состав Южного фронта, участвовал в боях на Украине и в Крыму. К марту 1944 года Е.Я. Савицкий был уже генерал-майором. На его личном счету было 15 сбитых самолетов противника и 107 боевых вылетов. 11 мая 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре Евгений Яковлевич стал генерал-лейтенантом.

Интересно, что в этот же день в воздушном бою над мысом Херсонес его самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий с трудом сумел перетянуть свой горящий самолет на территорию, занятую нашими войсками, и приземлил машину на фюзеляж, сам при этом едва не погиб. При посадке он получил перелом трех позвонков, но остался в строю.

А вообще Савицкий был очень осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».

Противник в Крыму был разгромлен. Но дальше у корпуса Савицкого были не менее кровавые бои.

Ему предстояло с воздуха поддерживать войска, принимавшие участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. Вот, к примеру, что писал о тех событиях в книге своих воспоминаний начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии А.И. Радзиевский: «Мне не удается вспомнить других случаев, когда бы авиация перебазировалась на захваченные танковыми соединениями аэродромы до выхода общевойсковых армий. Такой маневр был осуществлен в ходе январского наступления частями 3-го истребительного корпуса генерал-лейтенанта авиации Е.Я. Савицкого. В частности, поддерживавшая нашу армию 265-я истребительная авиационная дивизия этого корпуса подобным способом перебазировалась на захваченные нами аэродромы в Сохачеве, Любени и Иновроцлаве. Мы восхищались мужеством летчиков и техников 16-й воздушной армии, которые, пренебрегая опасностью, делали все, чтобы обеспечить прикрытие танковых соединений с воздуха».

В паре со своим ведомым Самойловым Евгений Яковлевич сам неоднократно летал на разведку и охоту на бомбардировщики противника. В небе Германии он одержал еще три победы, доведя личный счет до 22 сбитых самолетов противника. Еще два уничтожил в группе с товарищами. Свой последний вражеский самолет, легкий «Физелер Шторх», Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. Он вдруг увидел, что с центральной аллеи Тиргартена взлетает двухместный связной самолет, Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Над Берлином Е.Я. Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего его 3-й истребительный авиакорпус за два года боев сбил 1953 вражеских самолета. 2 июня 1945 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

«Он был не только по служебным характеристикам, но и по личным ощущениям каждого, служившего в 3-м иак, самым авторитетным начальником, - сказано о Е.Я. Савицком в военно-историческом очерке о боевом пути 16-й воздушной армии, изданном в 1975 году. - Его отвага в сочетании с большим опытом и глубокими знаниями буквально покоряла людей. Вместе с тем он был строгим, справедливом и добрым человеком».

Савицкий стал самым результативным советским асом-генералом времен Великой Отечественной войны. Впрочем, летающий командир корпуса - редкое явление, особенно для войск союзников. У них такого просто быть не могло. Настоящим шоком для союзников стал условный бой уже после окончания войны с английским «Темпестом», с которым Савицкий случайно встретился в небе Германии. Он не только принял навязанный ему английским летчиком воздушный бой, но и трижды на своем Як-3 зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем статьям. Когда эта история о злополучном воздушном бое дошла до маршала Жукова, Савицкого отстранили от командования корпусом. А потом ему позвонил Сталин. «Значит, наша машина лучше английской?» - спросил он. Лучше!» - твердо ответил я», - вспоминал впоследствии Савицкий.

Савицкий Евгений ЯковлевичСразу после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Е.Я. Савицкий был одним из пионеров советской реактивной авиации. Именно он предложил идею группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенную на многих воздушных парадах. С 1948 года командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный летчик СССР (1965). Последним освоенным им самолетом стал МиГ-21. Свой последний полет Евгений Яковлевич провел 1 июня 1974 года, в возрасте 63 лет!

Всего же за время своей летной практики Савицкий налетал почти полтора года - время, рекордное для истребителя, - при этом совершив 5586 посадок. Поистине его можно назвать легендой не только советской, но и мировой авиации.

С 1966 года Е.Я. Савицкий являлся заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1961 году ему присвоили звание маршала авиации. С 1980 года он служил в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР.

Е.Я. Савицкий за годы службы был награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова II степени, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами. Его бронзовый бюст установлен на Родине. Савицкий является автором нескольких книг - «В небе над Малой землей», «Небо - для смелых», «Я - Дракон. Атакую!..», «Полвека с небом». Умер Евгений Яковлевич в 1990 году. Его мундир с боевыми орденами находится в Музее Войск ПВО в поселке Заря, для которого он немало сделал, будучи заместителем главкома ПВО. Дочь Савицкого Светлана стала летчиком-космонавтом, совершила два полета в космос, имеет звание Героя Советского Союза. Два срока подряд она избиралась от Балашихи депутатом Госдумы.

«С девятнадцати лет я посвятил себя авиации и всю дальнейшую жизнь упорно и настойчиво совершенствовался в избранной профессии, - писал о своем предназначении маршал. - Формула летчиков «Делай, как я!» стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими. Иных секретов у меня не было, и нет».

 

Добавить комментарий


BALASHIHA.RU
Ресурсы сайта Моя ЗАРЯ
Последние новости Зари

 
Новые статьи