RSS-канал сайта Моя Заря
Моя Заря - сайт микрорайонов Заря и Северный города Балашиха
19 | 09 | 2018
Заря Балашиха Северный
Храм преподобного Саввы Сторожевского
Меню сайта Моя ЗАРЯ
Пользовательское меню
-- О сайте Моя ЗАРЯ --

Присылайте Ваши новости на адрес MyZarya@yandex.ru с пометкой для сайта Моя Заря.

143922, Микрорайон Заря, город Балашиха, Московская область
143930, Микрорайон Северный, город Балашиха, Московская область

Создание и поддержка сайта:
Вятских Иван Вячеславович
myzarya@yandex.ru
"Народный проект"
2005
Информация о мкр. Северный:
 

Награда сайта Моя ЗАРЯ на конкурсе Золотая паутина Подмосковья 2007

Диплом сайту Моя Заря от Администрации Балашихи

Благодарственное письмо сайту Моя ЗАРЯ

Рейтинг@Mail.ru

"Моя Заря" в социальных сетях:
"В Контакте"
Facebook
Одноклассники
Google+
Twitter
YouTube 1
YouTube 2
YouTube 3

QR-code MYZARYA.RU

 
Новые комментарии
Популярные материалы:


 
Уважаемые посетители сайта Моя ЗАРЯ!
Сайт микрорайона Заря и микрорайона Северный города Балашиха рад приветствовать Вас!
На сайте собраны информационные материалы, которые помогут Вам ориентироваться в наших микрорайонах.
Если Вы хотите подать объявление о купле или продаже, милости просим на форум, требуется регистрация с указанием правильного адреса электронной почты. Если у Вас возникают проблемы с регистрацией или размещением объявлений, пишите через форму обратной связи, постараюсь помочь.
С уважением, Вятских Иван Вячеславович.
 Цветочная лавка "РОМАШКА" 8 (495) 011-29-55 анализы экспертного уровня CMD
Козлов Николай Александрович. Они сражались за Родину. Печать E-mail
История - История мкр. Заря г. Балашиха
09.02.2010 21:40

Козлов Николай Александрович

Поселок Заря Балашихинского района

Фрагмент из книги "Заря Победы нашей"

Козлов Николай АлександровичЖизнь летчика на войне очень короткая. Часто бывало, что молодые пилоты проводили всего несколько воздушных боев и погибали. Выживали настоящие профессионалы, асы, которых отличали не только мужество и самопожертвование, но и хитрость и осторожность. Вот как раз всеми этими качествами и обладал один из самых известных в годы Великой Отечественной войны советских летчиков-истребителей Николай Козлов.

Помимо всего нашему герою попросту везло. Он дважды шел на таран и каждый раз оставался жив. Дважды был ранен, но неизменно возвращался в строй. Совершил 620 боевых вылетов, самый первый - в 1941 году, а последний - в 1945-м. Начинал войну командиром звена, а закончил - командиром полка, подполковником.

Родился Николай Козлов 30 апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии. Его первое знакомство с авиацией произошло в 1926 году, когда, будучи пастухом, он увидел над лугом, где пас скот, самолет. Как вспоминал будущий генерал, это его тогда здорово напугало. Но уже на следующий год его семья переехала в Ленинград, и для Козлова аэропланы стали привычным явлением.

Как и многие советские летчики, Н.А. Козлов пришел в авиацию от рабочего станка. После окончания семи классов средней школы Николай поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе № 1 и с 1934 года работал слесарем-инструментальщиком. Работу совмещал с учебой на рабфаке при электромеханическом институте.

Авиация тогда только завоевывала мир. В Советском Союзе в 30-е годы она развивалась поистине революционными шагами. Летчики были настоящими героями, Чкалов, Байдуков, Леваневский стали почти богами. Вот почему для многих молодых людей, особенно из глубинки, авиация была чудом. И они очень хотели сами творить чудеса в воздухе.

 

Окончив в 1937 году Ленинградский аэроклуб, Козлов поступил в Чугуевское авиационное училище, которое успешно закончил. После этого Николай был направлен на Высшие курсы боевого применения ВВС.

Обучение вели инструкторы, имевшие богатый опыт боев в Испании. Козлов очень многому научился, и это позволило ему воевать уже подготовленным бойцом. Достаточно сказать, что за два года обучения в Чугуевском училище он налетал на И-16 лишь 25 часов, а за четыре месяца обучения на курсах - более 140 часов!

С немцами впервые наш герой столкнулся еще в мае 1941 года, то есть за месяц до начала войны. Тогда он служил заместителем командира эскадрильи в 162-м истребительном авиаполку в Западном особом военном округе. Налеты немецких воздушных разведчиков стали нормой. Они обследовали приграничные аэродромы, не особенно скрывая своих намерений. В один из майских дней 1941 года над Оршей внезапно появился немецкий гражданский «Дуглас». Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. В воздух тут же поднялись три советских истребителя, на одном из них - старший лейтенант Козлов. Они зажали нарушителя в клещи и заставили его приземлиться в Орше. Правда, вскоре пришел приказ: «Дуглас» отпустить - немцы тогда врагами еще не были.

Козлов Н. А.Козлову, как и всем летчикам, прикрывавшим западную границу, тяжело далось начало войны. Ведь советская авиация, гордость и надежда нашей армии, понесла ощутимые потери. На Николая посыпались испытания. 22 июня 1941 года в 5 часов утра он был поднят по тревоге. Наспех простился с женой и маленькой дочкой, думая, что скоро вновь их увидит. Но встретиться им довелось лишь через четыре года - эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась его семья, расстреляли с воздуха немецкие самолеты. Жена потеряла руку, а дочь была тяжело ранена. Им пришлось остаться в оккупации. Но Николай тогда этого не знал. Война жестоко прошлась по его родным и близким. Отец Николая, Александр Спиридонович, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, в период блокады Ленинграда вступил в народное ополчение и погиб при налете вражеской авиации. А мать Николая вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Уже 23 июня 1941 года Козлов провел свой первый воздушный бой. Около 4 часов утра его звену поручили «встретить» группу немецких самолетов Bf-110. Сражение развернулось прямо над аэродромом и завершилось победой советских истребителей. А Николай тогда открыл личный счет, точно поразив один из самолетов противника.

Но впереди было отступление. Самолеты пришлось жечь прямо на аэродроме в Барановичах, так как подняться с него не было никакой возможности - постарались немецкие бомбардировщики, сбросившие на него десятки бомб. По шоссе Брест - Бобруйск истребительный полк Козлова сумел пробиться в тыл. Причем машины пришлось отбирать у пехоты, дабы сохранить ценные летные кадры.

Тогда Николай смог понять, что чувствуют те, кого атакуют с воздуха. Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмерка «юнкерсов». На его глазах гибли мирные жители, и он тогда дал себе клятву мстить - за родную семью, за убитую женщину на Брестском шоссе, за разоренную Родину. Вот почему он так ненавидел именно бомбардировщики противника. Из 23 сбитых им самолетов 20 были именно бомбардировщиками.

Авиаполк вышел к своим. В начале июля 1941 года он прибыл в Курск, где предстояло переучивание на МиГ-3. Тем временем враг все ближе и ближе подходил к столице. 20 августа наш герой снова был на фронте. Его полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел в район боевых действий.

Напряжение нарастало. Наши летчики делали невозможное возможным, на равных сражаясь с превосходящим противником. Так, 24 августа Козлов в паре с ведомым вылетел на разведку аэродрома в Сеще. Николай хорошо знал этот объект еще до войны и прекрасно изучил все подходы к нему. Поэтому его появление на малой высоте было для немцев неожиданностью. Разведдонесение он передал по радио. В итоге на аэродроме было уничтожено до 15 немецких самолетов.

Этот день стал для Николая одним из самых памятных за годы войны.

Его МиГ-3 был подготовлен к повторному вылету - на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск. Козлов взлетел один.

Примерно в 30-40 километров от Брянска он обнаружил в воздухе группу из шести Ю-88 под прикрытием трех истребителей.

Несмотря на то, что он был один против девяти, Николай решил атаковать и сразу же сбил ведущего группы. Выполнив разворот, Николай сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. Но тут же на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел в хвост, Николай схитрил - выпустил щитки, и скорость его машины резко упала. Но «мессер» сбить не удалось - на МиГе отказало оружие. И тут Николай заметил, что один Ю-88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3-4 тысячи метров. Не имея возможности поразить самолет огнем бортового оружия, Николай, подойдя снизу, врезался в хвостовую часть «юнкерса». Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю. Козлов от удара на короткое время потерял сознание, а когда очнулся, то увидел, что его МиГ идет со снижением и горит. Николаю удалось покинуть самолет. Он получил серьезные ранения: была перебита левая нога, а при приземлении на разодранном парашюте он повредил еще и правую.

Этот бой проходил в районе штаба Брянского фронта. Его командующий генерал-лейтенант Еременко в течение 20 минут наблюдал за этим боем и решил отметить мужество советского летчика. 26 августа 1941 года Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. К времени на его боевом счету было девять сбитых самолетов. Но награждение так и не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжелое положение, и стало не до наград...

После выздоровления Николая назначили заместителем командира эскадрильи в 439-й истребительный авиаполк 144-й авиационной дивизии ПВО. А уже в марте 1942 года полк вошел в состав 102-й авиадивизии ПВО и перелетел на аэродром Бекетовка, под Сталинградом.

Очередной случай отличиться представился Козлову 25 мая. Он находился на боевом дежурстве и на высоте встретил немецкий самолет, очень похожий на Ю-88, но имевший большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непривычную серо-желтую окраску. Козлов атаковал сверху самолет-разведчик и короткой очередью убил воздушного стрелка. Но, выйдя во вторую атаку, заметил, что его оружие не работает. Тогда Николай повторил свой ранее опробованный прием: подошел на своем МиГе под хвостовое оперение противника и совершил таран. Немецкий самолет рухнул на землю. А Николай сумел-таки посадить свой полуразрушенный МиГ.

Летчик Козлов Н.А.Вскоре Н. Козлов получил повышение по службе. Его назначили командиром 3-й эскадрильи 788-го истребительного авиаполка. А уже 4 июля 1942 года он отличился в воздушном сражении, которое разыгралось над станцией Абганерово. Десять летчиков его полка в течение 40 минут вели бой с 50 самолетами противника, уничтожив при этом 12. На счету Козлова три из них. Как одного из лучших истребителей его назначили в группу борьбы с вражескими «охотниками». А вскоре он едва не погиб от этих же самых «охотников», внезапно выскочивших из-за облаков. Его самолет был сбит, но Козлова выручил парашют. Николай был вновь ранен и попал в госпиталь. Судьба была к нему благосклонна. Подумайте сами: 22-23 августа раненых стали эвакуировать из Сталинграда в Камышин. Но Николай решил воспользоваться моментом и сбежал. И как оказалось, правильно сделал. Прорвавшись к реке севернее Сталинграда, немцы в упор расстреляли суда с ранеными. Спастись удалось лишь немногим.

В сентябре 1942 года Н. Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи 910-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО, принимавшего участие в боях под Сталинградом. В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай Козлов сбил семь самолетов противника. А всего к тому времени на его счету было 495 боевых вылетов и 101 воздушный бой, 12 личных и 5 групповых побед. 14 февраля 1943 года капитану Н.А. Козлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

К 1943 году Козлов стал одним из самых заслуженных советских летчиков. Он прекрасно знал тактику ведения воздушных боев, поэтому командование и доверяло летчику. В сентябре 1943 года его назначили командиром 907-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО. Его пилоты отличились во время освобождения Белоруссии. В ночь на 6 июля 1944 года при отражении удара немецких бомбардировщиков по железнодорожному узлу Минск летчики 907-го полка без помощи зениток и прожекторов сбили 12 Ю-88. За этот успех командир полка подполковник Н.А. Козлов был награжден орденом Александра Невского. Завершил свой боевой путь прославленный летчик в Берлине. К концу войны он совершил 630 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, уничтожил 18 самолетов лично и пять в составе группы, в том числе два - тараном.

После войны Н.А. Козлов продолжил службу в армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. А уже в январе 1950 года стал командиром 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за годы летной практики он освоил более 15 типов самолетов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25. В 1954 году он окончил Академию Генштаба. Командовал истребительным авиакорпусом, затем являлся первым заместителем командующего 52-й воздушной армией ПВО. С 1962 по 1965 год был представителем Штаба ОВС Варшавского Договора по ПВО и ВВС в Болгарии. С 1966 по 1976 год генерал-майор авиации Н.А. Козлов занимал должность первого заместителя начальника Управления боевой подготовки войск ПВО. Проводил большую патриотическую работу в поселке Заря Балашихинского района.

Награжден орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Автор книги воспоминаний «В огне сражений».

 

Добавить комментарий


BALASHIHA.RU
Ресурсы сайта Моя ЗАРЯ
Последние новости Зари

 
Новые статьи